Летные испытания российского тяжелого транспортного вертолета Ми-26, прозванного летчиками «Летающей коровой», с новыми двигателями планируется начать в 2023 году, а в 2025 году — получить одобрение на выпуск опытной партии ремоторизованных машин. Как сообщает «Авиатранспортное обозрение», в качестве новой силовой установки, которая заменит устаревшие украинские Д-136, предполагается использовать ПД-12В. Этот двигатель разрабатывается на базе газогенератора турбовентиляторного реактивного двигателя ПД-14 для пассажирского самолета МС-21.
Турбовальный двигатель Д-136 был разработан Запорожским машиностроительным конструкторским бюро «Прогресс» в 1970-х годах и серийно выпускается с 1982 года. Эта силовая установка способна развивать мощность до десяти тысяч лошадиных сил на взлетном режиме и имеет удельный расход топлива 210 граммов на лошадиную силу в час. К настоящему времени такие двигатели, практически не претерпевшие серьезных изменений, уже морально устарели, а их техническое обслуживание и капитальный ремонт обходятся довольно дорого.
Ремоторизация, то есть замена на летательном аппарате старых силовых установок новыми с минимальным вмешательством в конструкцию, зачастую позволяет снизить операционные расходы на эксплуатацию техники, а также улучшить некоторые летные характеристики, включая некоторое повышение крейсерской скорости и снижение расхода топлива. При этом серийная техника, выпускаемая уже с новыми двигателями, обычно имеет изначально лучшие характеристики, в том числе, увеличенный межремонтный ресурс.
Разработка турбовального двигателя ПД-12В ведется Объединенной двигателестроительной корпорацией с 2016 года. В 2017 году было завершено эскизное проектирование силовой установки. В настоящее время проект находится на стадии опытно-конструкторских работ. Как ожидается, ПД-12В сможет выдавать мощность до десяти тысяч лошадиных сил на взлетном режиме. При этом в новом двигателе будет предусмотрен чрезвычайный режим, в котором двигатель сможет «разгоняться» до 14 тысяч лошадиных сил. Правда, в таком режиме будет быстрее вырабатываться ресурс силовой установки.
В начале января текущего года стало известно, что петербургская компания «ОДК-Климов» приступила к разработке нового двигателя для перспективных вертолетов. Научно-исследовательские работы по проекту новой силовой установки уже завершены. Разработчики также сформировали концепцию нового двигателя. В силовой установке планируется использовать некоторые новые технические решения. В частности, в конструкции двигателя будут применяться неметаллические материалы, которые прежде в российских установках не использовались.
Василий Сычёв
Прототип получил сертификат летной годности и готовится к первому полету
Американская компания Boom Supersonic приступила к рулежным испытаниям технологического демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета XB-1, который готовится совершить первый полет с аэродрома аэрокосмического центра в пустыне Мохаве. Компания также сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий проведение испытательных полетов. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Американская компания Boom Supersonic занимается разработкой экспериментального самолета-демонстратора XB-1 «Baby Boom» с начала 2010-х. С его помощью она собирается испытать ряд технологий, которые затем будут применены в сверхзвуковом пассажирском самолете Overture, рассчитанном на перевозку от 65 до 80 пассажиров с крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров. XB-1 представляет собой уменьшенную версию пассажирского самолета с двухместной кабиной в масштабе одной трети от размеров Overture. Размах оживального крыла XB-1 составляет 5,2 метра, длина фюзеляжа — 21,6 метра, взлетная масса прототипа — около шести тонн. В конструкции самолета широко используются композитные материалы, а также титан. Расположенные в хвостовой части три двигателя General Electric J85-15 работают на синтетическом топливе и выдают суммарную тягу около 55 килоньютон. Они должны разгонять «Baby Boom» до крейсерской скорости 2,2 Маха. Выкатка полностью собранного прототипа состоялась в 2020 году, а в 2022 начались испытания двигателей. Затем XB-1 перевезли из ангара компании в городе Сентенниал, расположенном в штате Колорадо, в аэрокосмический центр в пустыне Мохаве в штате Калифорния. С момента прибытия в Мохаве самолет начал проходить программу наземных испытаний. В нее включены испытания на рулежных дорожках, которые начались на прошлой неделе. Во время рулежных испытаний XB-1 разгоняется с помощью собственных двигателей, набирает определенную скорость, но не отрывается от земли. Также компания сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности в экспериментальной категории от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий испытательные полеты прототипа. https://www.youtube.com/watch?v=Hg9pHnQ4zTs Первый полет XB-1 должен состояться после завершения всех наземных испытаний. Летчики-испытатели Билл Шумейкер и Тристан Бранденбург готовятся к предстоящему полету, отрабатывая основные операции на тренажере, а также на учебно-тренировочном самолете T-38, который будет сопровождать XB-1 в его первом вылете. Успешный полет XB-1 предоставит ценные данные по различным аспектам, включая аэродинамику, воздействие звукового удара и эффективности использования синтетического топлива. Подробнее о перспективах возрождения сверхзвуковых пассажирских самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».