В небе над Липецком сгорел суперболид

Утром 21 июня в небе жители пяти областей Центральной России заметили яркий объект, который вспыхнул, а затем сгорел в атмосфере. Астрономы предполагают, что это может быть суперболид естественного происхождения.

Падение метеоритов на Землю — довольно частое явление. В среднем, каждый год около тысячи объектов достигает поверхности нашей планеты, однако только около 8 процентов удается поймать в момент полета. Остальные 92 процента находят постфактум — при этом большинство небесных тел обнаруживают в пустынях. В основном, найденные обломки весят не более 0,5 килограмма.

В 4:20 по московскому времени над Воронежской, Липецкой, Тульской, Курской и Орловской областями был замечен яркий объект. Его полет сопровождался появлением вспышки, аналогичной той, что наблюдалась при падении Челябинского метеорита. Длительность яркой фазы составила около 4 секунд.

Точных сведений о падении объекта на данный момент нет. Горящий объект потух еще до того, как достиг земли — поэтому сейчас нельзя сказать, наблюдали ли россияне метеорит (им называют тело, упавшее на поверхность) или болид.

Небесное тело, считают астрономы, скорее всего имеет естественное происхождение. «С вероятностью 90 процентов можно утверждать, что это обычный естественный метеороид диаметром порядка 1-3 метров. Почему это не космический мусор? Дело в том, что обычно космический мусор — это спутники, запущенные на орбиту вокруг Земли, поэтому они довольно полого вращаются и медленно входят в атмосферу. За счет этого их траектория полета в атмосфере довольно долгая — падение космического мусора длится, в среднем, 10-20 секунд, а то и 30 секунд. Тут мы видим быстрый резкий вход длительностью порядка трех, максимум пяти секунд. Соответственно, угловые скорости здесь явно больше 8 километров в секунду, максимальной скорости космических аппаратов на орбите вокруг Земли, поэтому вариант с космическим мусором мы можем сразу исключить», — комментирует Станислав Короткий, российский астроном, заведующий научной работой Астрономической станции ТАУ.

«На естественное происхождение также указывает оставшийся дымчатый след, который очень похож на след Челябинского метеорита. Скорее всего, это каменное тело. В данный момент мы можем называть его суперболидом, потому что он очень яркий — его блеск составляет порядка −25 звездной величины, почти как у Солнца», — добавил астроном.

«Высока вероятность того, что обломки долетели до Земли. Видно вспышку, это момент развала основного тела. По моим оценкам, самые крупные обломки должны быть в диаметре не более 10–15 сантиметров», — объясняет Станислав Короткий.

«След от небесного тела, судя по снимкам с метеорологических спутников, проходит между Липецком и Тулой, на границе двух областей. Самые крупные города в том районе — Ефремов и Елец, поэтому очевидцев мало. Я думаю, что примерно определение траектории полета [болида] и места его падения займет 3–4 дня минимум. Чтобы точно рассчитать место столкновения обломков с землей, могут понадобиться недели или месяца», — заключает астроном.

Недавно астероид взорвался над Южной Африкой. Примечательно, но ученым третий раз в истории удалось зарегистрировать околоземный объект незадолго до того, как он упал на нашу планету.

«Джеймс Уэбб» посчитал звезды в темной туманности Кирпич