Синеязыкий северный сцинк напугал врагов ультрафиолетовым языком

Ярко-синий язык синеязыкого северного сцинка оказался различим в ультрафиолетовом диапазоне, сообщают ученые в журнале Ecology and Sociobiology. Это объясняет, зачем ящерицы в момент атаки хищника широко раскрывают пасть, показывая язык - Вероятно, животные надеются отпугнуть врагов, которые видят в ультрафиолетовом диапазоне.

Синеязыкий северный сцинк (Tiliqua scincoides intermedia) обитает на севере Австралии. Ящерица с ярким синим языком, обладает неприметным окрасом, как и другие представители рода Tiliqua. Зоологи неоднократно наблюдали, что при атаке хищника (птиц, змей, варанов), рептилия широко открывает пасть и демонстрирует язык, тем самым, вероятно, пытаясь отпугнуть врага. При этом исследователям до конца не было ясно, как именно должен работать этот механизм защиты.

Чтобы выяснить это, биологи под руководством Арно Бадиана (Arnaud Badiane) из Университета Макиари, Австралия, провели эксперимент. Сначала исследователи с помощью портативного спектрометра проанализировали цвет и яркость языков 13 ящериц. Выяснилось, что у сцинков язык не просто синий, но также различим и в ультрафиолетовом диапазоне. Особенно заметной выглядит его задняя стенка Когда приближается хищник, ящерица прячется до самого последнего момента, но если враг все-таки замечает ее, она показывает свой яркий язык — вероятно, в расчете, что это отпугнет животных, восприимчивых к ультрафиолету.

На следующем этапе исследования зоологи смотрели, как животные реагируют на атаки хищников. Для этого они использовали муляж западной коричневой змеи (Pseudonaja mengdeni), синекрылой кукабарры (Dacelo leachii), варана (Varanus panoptes) и чучело лисы. Ученые постепенно пододвигали фигуры к синеязыким северным сцинкам и наблюдали за их поведением. В качестве контрольной модели исследователи использовали кусок дерева.

Чем более стремительна была атака и чем выше был уровень риска, тем чаще животные полностью высовывали язык и тем большую его часть они показывали. Самыми опасными врагами ящериц оказались птицы и лисы, в то время как змеи и вараны реже заставляли сцинков идти на крайние меры. «Время демонстрации языка играет важную роль. Если сделать это слишком рано, тогда ящерица нарушит свою маскировку, привлечет нежелательное внимание хищников и увеличит риск нападения. Если сделать это слишком поздно, то она не сможет отпугнуть врага», — комментирует Бадиан.

На сегодняшний день ученым известно более 6 тысяч видов ящериц. Некоторые из них могут передвигаться на двух лапах — вероятно, этот навык позволяет быстрее преодолевать препятствия. Ученые полагают, что рептилии могли научиться «прямохождению» еще 110 миллионов лет назад.

Побелевшие от горя