В Риме нашли нетронутую «могилу атлета»

Археологи обнаружили в Риме нетронутое захоронение второй половины IV века до нашей эры, сообщает Римское управление археологии, изобразительного искусства и ландшафта на своей странице в фейсбуке. Подробнее о находке рассказывается в The History Blog. Помимо прочих артефактов, исследователи обнаружили в нем бронзовые скребки, которыми удаляли с тела пот и грязь после занятий спортом. Поэтому захоронение условно назвали «могилой атлета».

Захоронение было найдено на окраине Рима во время прокладки водопровода, когда экскаватор случайно проделал дыру в стене погребальной камеры. Могила была сделана в вулканическом туфе и сверху прикрыта массивной известняковой плитой. Археологи обнаружили в ней останки четырех человек, трех мужчин и женщины. Исследователи предположили, что это был семейный склеп, поскольку людей в нем хоронили в разное время. Внизу лежали останки женщины неизвестного возраста и рядом с ней скелет мужчины 35-45 лет. Мужчинам из более позднего захоронения было больше 30 и около 50 лет. Ученые уже передали останки генетикам для анализа ДНК.

Помимо останков ученые нашли в погребении 25 артефактов, в основном глазурованные керамические чаши и тарелки. В них сохранились остатки приношений: кости кур, кроликов и ягнят или козлят. Кроме посуды и бронзовых скребков в могиле нашли бронзовую монету, датированную 335-312 годами до нашей эры. На аверсе была вычеканена голова богини Минервы, на реверсе — лошадиная голова и слово «Romana». Датировка подтверждается и стилем керамики.

Недавно в Риме во время строительства метро обнаружили виллу II века нашей эры. Возможно, она принадлежала одному из генералов императора Адриана. Вилла соединялась коридором с казармами преторианской гвардии, которые были найдены двумя годами ранее.

«Почти как мы: Вся правда о свиньях»

За что человек любит и ненавидит свиней

Свиньи незаменимы в медицинских исследованиях, а их мясо — одно из наиболее часто употребляемых в пищу (в России свинина по популярности уступает только курице). Мы многим обязаны этим животным — и все-таки относимся к ним с презрением, игнорируем весьма неприятные условия, в которых они содержатся, и воспринимаем исключительно как источник пищи. В книге «Почти как мы: Вся правда о свиньях» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Яной Матросовой, историк и журналист Кристоффер Эндресен рассказывает о том, как на протяжение истории развивались наши отношения со свиньями и где проходит черта, отделяющая человека от животного. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным отсутствию свиней в европейской наскальной живописи, а также очень важному свойству, которое характерно для всех одомашненных животных, кроме свиней.