Американские ученые изучили активность мозга религиозных людей при повторном переживании опыта «божественных откровений». Для этого они попросили участников рассказать о моментах единения с «высшей силой» и других, стрессовых и эмоциональной нейтральных воспоминаниях, а затем повторили им эти истории во время фМРТ-сканирования. Ученым удалось проследить за снижением активности некоторых отделов мозга, также характерной и для переживания других воспоминаний. Статья опубликована в журнале Cerebral Cortex.
Среди адептов различных религиозных практик «божественные откровения» могут быть разными: например, кто-то может сообщить о том, что слышит чей-то голос, кто-то может почувствовать вину за свои грехи или бесконечную благодарность, а кто-то сообщает о единении с природой. Несмотря на различия, объединяет подобный субъективный опыт чувство присутствия некой высшей силы, диссоциации от реального «я».
Биологические основы божественных откровений изучают достаточно редко: с одной стороны, виной тому скептицизм научного сообщества в отношении этого вопроса (этому также подвержены, например, исследования гипноза). С другой стороны, вызвать подобный опыт (а также убедиться в том, что он в действительности происходит) довольно сложно: чаще всего приходится полагаться на воспоминания человека о пережитом опыте. Именно их в своем эксперименте использовали ученые под руководством Марка Потензы (Marc N. Potenza): в их исследовании приняли участие 27 верующих добровольцев без психических отклонений. Каждого из них попросили описать несколько случаев из собственной жизни: обычный, эмоционально нейтральный (расслабляющий) опыт, опыт в стрессовой ситуации, а также — моменты «божественных откровений». Из получившихся историй затем создали короткие рассказы, каждый из которых зачитывали участникам индивидуально, пока сами они находились в МРТ-сканере.
Обычно для исследований с использованием функциональной магнитной томографии используют два типа условий: активное и контрольное. Активное условие (например, чтение слов) позволяет проследить за активностью мозга, характерной для выполнения конкретной задачи; однако, к такой активности также добавляется «базовая»: к примеру, вызванная использованием визуальной или слуховой системы. Контрольное условие (например, использование нелексической визуальной информации или чтение псевдослов) позволяет избавиться от лишней активации, оставив только ту, которая важна для целей исследования. В частности, в настоящем эксперименте разница между активацией мозга в ответ на разные воспоминания позволила проследить за тем, чем отличается «божественная» активность мозга от другой.
Ученые обнаружили снижение активности в нижнем отделе левой теменной доли при обработке воспоминаний, связанный с религиозным опытом. Эта зона связана с обработкой эмоциональных выражений лица, а также ощущением собственного тела в пространстве: сниженная активность теменной доли может говорить о «выключении» объективного опыта, получаемого органами чувств. Тем не менее, подобная активность также наблюдалась и при стрессовых воспоминаниях и не наблюдалась при нейтральных. А религиозный и нейтральный опыт объединяла сниженная активность полосатого тела и таламуса, также участвующих в обработке сенсорной и эмоциональной информации. Такие результаты могут говорить в пользу того, что у религиозных и стрессовых воспоминаний, с одной стороны, похожий, а с другой — различающийся нейронный механизм.
Стоит отметить, что, несмотря на то, что ученым удалось выделить нейронные корреляты, объединяющие религиозный и стрессовый, а также религиозный и эмоционально нейтральный опыт, четко проследить за тем, чем именно «божественные откровения» отличаются от любого другого опыта, они не смогли. Для более последовательных выводов активность мозга религиозных людей при переживании субъективного опыта стоит изучать и далее.
Два года назад благодаря случайному стечению обстоятельств ученым удалось зарегистрировать активность головного мозга во время божественного откровения у пациента с эпилепсией: приступ сопровождался высокой активностью префронтальной коры в гамма-диопазоне (от 30 до 40 Гц). О других исследованиях в области нейробиологических основ религиозности вы также можете прочитать в нашем материале «Шлем Бога».
Елизавета Ивтушок