Российские корабли начнут собирать «в чистый размер»

Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» до конца 2020 года внедрит на производстве технологию сборки корпусных корабельных конструкций «в чистый размер». Об этом изданию Mil.Press FlotProm рассказал начальник службы размерного контроля прибалтийского завода Игорь Барткус. По его словам, переход на новую технологию будет производиться в рамках масштабной программы «Судометрика», реализацией которой занимается Объединенная судостроительная корпорация с 2016 года.

В настоящее время раскрой элементов для будущих судовых конструкций осуществляется с так называемыми припусками — деталь вырезается заметно большего размера, чем необходимо, чтобы учесть возможные крупные зазоры при сборке, усадку, оплавку при сварке и множество других факторов. Закладка припусков позволяет упростить и ускорить сборку корабельных конструкций, однако при этом увеличивается расход материала. Например, остаток припуска просто отрезается в дальнейшем уже не используется.

Технология сборки судовых конструкций «в чистый размер» предполагает прогнозирование усадки, потерь при сварке и множество других факторов еще на этапе составления карт раскройки. Если все эти параметры рассчитать точно, то при сборке детали будут сразу состыковываться с необходимыми зазорами без необходимости подгонки. Помимо составления точных карт раскройки переход на технологию сборки «в чистый размер» предполагает перенастройку станков плазменной резки и гибки деталей, а также введение дополнительных этапов контроля.

Внедрение новой технологии начнется с изготовления «в чистый размер» плоских секций и секций средней части корпуса. При этом секции оконечностей все равно пока должны выполняться с припуском. В целом «Янтарь» благодаря внедрению новой технологии планирует уменьшить расход материала при строительстве кораблей и судов. Кроме того, благодаря сокращению объема подгоночных работ, стапельный период при постройке корпуса плавучего средства сократится на 10-15 процентов.

Первые наработки по технологии сборки «в чистый размер» были опробованы в России в 2006 году при строительстве морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная». Основание платформы длиной и шириной 126 метров и высотой 25 метров собрали «в чистый размер» из отдельных блоков. При сборке специалисты столкнулись со множеством технических сложностей, из-за чего периодически приходилось использовать и обычные методы подгонки блоков при сборке платформы.

С 2016 года в России реализуется программа «Судометрика», основной целью которой является модернизация корабельного производства, ускорение сборки и уменьшение потерь материалов. Переход на сборку судовых конструкций «в чистый размер», помимо «Янтаря», начали также Балтийский завод, «Севмаш», «Северная верфь», Выборгский завод, а также Зеленодольский завод имени Горького. Проект «Судометрика» предполагает перенастройку производственных процессов, однако для повышения эффективности сборки «в чистый размер» эту технологию необходимо учитывать еще на этапе проектирования плавучих средств.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Шведы показали превосходство кнопок и крутилок над сенсорным управлением в автомобиле