У невосприимчивых к боли школьников оказались такие же друзья

Норвежские ученые выяснили, что большое число друзей с высоким болевым порогом связано с индивидуальным снижением чувствительности к боли. Построив граф социальных связей школьников с разной чувствительностью к боли, исследователи обнаружили взаимосвязь между количеством невосприимчивых к боли друзей и вероятностью высокого болевого порога у отдельно взятого человека. Статья опубликована в журнале Scandinavian Journal of Pain.

Фенотипическую изменчивость популяции обычно объясняют тремя факторами: генетическими, а также общими и индивидуальными факторами окружающей среды, или внешними факторами. Близнецовые исследования показывают, что около половины всех различий в восприимчивости к боли обусловлены генетическими факторами, при этом влияние общих внешних факторов (например, одинакового воспитания двух сиблингов) важной роли не играют. Следовательно, оставшиеся 50 процентов различий скорее всего приходятся на индивидуальные внешние факторы.

Одним из таких факторов могут быть социальные связи вне семьи. Например, эксперименты на мышах показали, что у здоровых особей болевая чувствительность повышается в том случае, если рядом с ними находятся сородичи, которые испытывают боль. В новой работе ученые под руководством Кристофера Сиверта Нильсена (Christopher Sivert Nielsen) из Университетской больницы Осло решили проверить, как на индивидуальную чувствительность к боли влияет болевой порог друзей. Для этого они опросили 997 добровольцев из восьми школ в одном районе города Тромсё: каждого из них просили назвать пять человек из своей школы или семи других школ, с которыми они провели бóльшую часть времени на неделе до начала эксперимента. Ученые также собрали данные о поле, возрасте, физической активности, курении и типе программы обучения: обычная или стажировка.

В исследовании использовались три классических метода экспериментального измерения чувствительности к боли. В первом задании каждого участника просили положить руку в сосуд с холодной водой (три градуса Цельсия) и держать ее как можно дольше (максимальное время — 105 секунд). Чувствительность к боли, таким образом, измерялась в секундах: сколько времени участник мог терпеть. Во втором задании на руку участников помещали специальный нагревательный прибор, установленный на 32 градуса Цельсия: за время эксперимента температура повышалась до 50 градусов. В этом задании чувствительность к боли измерялась в температуре. Наконец, в третьем задании с помощью другого прибора участникам давили на ноготь, повышая давление до 10 атмосфер.

После прохождения всех экспериментов участников разделили на тех, чей индивидуальный болевой порог не дошел до установленных норм, и тех, кто вытерпел эксперимент до конца. На основании данных о взаимоотношениях и болевой чувствительности участники выяснили, что с повышением количества невосприимчивых к боли друзей индивидуальная восприимчивость к боли снижается. Подробнее изучив результаты эксперимента с холодной водой, ученые выяснили, что на каждую секунду повышения болевого порога у друга индивидуальный болевой порог повышается на 0,21 секунды.

Любопытно также, что наиболее значимый эффект наблюдался при влиянии друзей мужского пола друг на друга. В целом, полученные учеными результаты говорят о наличии взаимосвязи между индивидуальной восприимчивостью к боли и восприимчивостью друзей. Такой результат, по мнению ученых, может объясняться двумя механизмами: либо гомофилией (стремлением выбирать себе подобных), либо социальной адаптацией («подстраиванием» собственного болевого порога под чувствительность близких).

Полученные результаты могут иметь большую клиническую значимость: авторы отмечают, что взаимосвязь между дружбой и болевыми порогами может в дальнейшем использоваться для эффективного воздействия на чувствительность посредством смены социального круга. Механизм, при этом, может быть и немного другим: например, недавно ученые выяснили, что обезболивающими свойствами обладает также и тактильный контакт двух партнеров, один из которых испытывает боль.

Свиная ГМ-почка проработала в человеческом организме два месяца