У мышей нашли способность заражать сородичей болью

Американские ученые обнаружили, что у здоровых мышей повышается болевая чувствительность, когда они находятся рядом с сородичами, испытывающими боль. Результаты работы опубликованы в журнале Science Advances.

Механизмы восприятия боли хорошо известны. Тем не менее, на них могут влиять разнообразные факторы, механизм действия которых до конца не уточнен. Примером может служить феномен гипералгезии — повышение чувствительности к боли при повреждении тканей или других болевых воздействиях. Согласно наблюдениям, болевой порог животных и людей может снижаться при нахождении рядом со страдающим сородичем, однако за счет чего это происходит, до сих пор известно не было.

Сотрудники Орегонского университета здоровья и науки провели ряд экспериментов, в ходе которых они помещали мышей, которые испытывали постоянную боль, вызванную химическим раздражителем или отменой алкоголя и опиатов, рядом со здоровыми животными, но не в поле их зрения. У всех мышей проверяли болевую чувствительность алгезиметром фон Фрея (прибором с пробами, оказывающими калибруемое механическое воздействие на кожу).

У мышей с болевыми ощущениями закономерно развивалась гипералгезия. При нахождении рядом с ними со здоровыми животными происходило то же самое: их болевой порог снижался более чем на 60 процентов. Причем этот эффект не зависел от пола животных, их знакомства между собой и наблюдался на всем протяжении экспериментов, продолжавшихся несколько недель. Восстановление нормальной болевой чувствительности у обеих групп животных также совпадало по времени.

Стандартные тесты на уровень тревожности и измерение уровня «гормона стресса» кортизола в крови мышей показали, что «заразность» боли не связана со стрессорными реакциями.

Чтобы выяснить механизм передачи гипералгезии, ученые помещали фрагменты подстилки страдающих от боли мышей в клетки здоровых животных, находящиеся в другом помещении. Через 24 часа у них снижался порог болевой чувствительности, что свидетельствует о передаче гипералгезии обонятельными стимулами.

Полученные результаты свидетельствуют, что изменения болевой чувствительности в присутствии страдающего сородича могут передаваться по механизмам, отличным от сопереживания или стресса. Это должны иметь в виду экспериментаторы, исследующие болевые реакции — испытывающих боль животных нельзя помещать рядом с представителями контрольной группы, как это часто делается в настоящее время.

Кроме того, схожий механизм передачи гипералгезии может иметь место и у людей, играя роль в развитии хронической боли необъяснимой природы. Подтвердить или опровергнуть эту гипотезу должны будущие исследования.

«Мы не знаем, вовлечено ли обоняние у людей, но некоторые эксперименты четко показали, что люди чувствительны к запахам, которые они не воспринимают сознательно, и эти запахи могут влиять на их поведение», — пояснил руководитель работы Андрей Рябинин.

Ранее ученые обнаружили, что чем больше у человека социальных контактов, тем лучше он переносит боль. А прием обезболивающих препаратов, в частности парацетамола, снижает сопереживание чужим физическим и психологическим болезненным ощущениям.