Итальянские химики использовали гидрогель на основе водно-органических микроэмульсий для восстановления изображений на картинах и рисунках, сделанных на бумаге, которые были законсервированы с помощью клейкой ленты. С помощью предложенного метода удалось безопасно восстановить как рисунки, сделанные в XVI веке, так и более современные картины, пишут ученые в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Часто во время работ по реставрации картин или во время их хранения части изображения заклеиваются специальными клейкими лентами. Подобные ленты используют и для временного соединения нескольких отдельных элементов картины, а также для их консервации. Несмотря на то, что все такие технологии изначально предназначены для временного хранения картин, очень часто подобные ленты используются и для длительной консервации. Однако из-за того, что с течением времени клейкий материал ленты подвергается физическому и химическому старению, процесс последующего удаления этой ленты (например, с помощью органических растворителей) может оказаться довольно опасным для самой картины. После этого из-за действия растворителя могут быть повреждены краски или материал основы картины (особенно если он сам не слишком прочный — как, например, бумага), а также на картине могут оставаться вещества, попавшие на нее с клейкой ленты.
Группа итальянских ученых под руководством Пьеро Бальони (Piero Baglioni) подошла к этой проблеме с точки зрения физической химии и предложила новый способ безопасного удаления клейкой ленты с картин и рисунков, сделанных на бумаге. Для этого ученые предложили использовать водно-органические микроэмульсии — водный раствор, в который помещались небольшие капли органических растворителей (этилацетата, пентанола или пропиленкарбоната), стабилизированные с помощью поверхностно-активных веществ. Такая микроэмульсия затем вводилась в гидрогель, способный удерживать внутри большое количество воды или водных растворов, из которого можно вырезать небольшие кусочки нужной формы и нанести их на клейкую ленту. Клейкое вещество ленты при этом взаимодействует с каплями растворителя, после чего ленту можно безопасно удалять с картины, не боясь повредить ее или оставить на ней что-то лишнее.
По словам ученых, «двойная защита» краски и бумаги от органического растворителя — сначала в каплях микроэмульсии, а затем в порах геля — позволяет свести к минимуму контакт с растворителем бумаги и краски, но при этом полностью избавиться от материала клейкой ленты. В своей работе ученые проверили взаимодействие гидрогеля с тремя различными видами клейких лент на основе бумаги и пластиковых пленок, которые чаще всего используются при реставрационных работах. Для каждой из лент ученые подобрали свой органический растворитель и определили необходимую для ее обработки концентрацию микроэмульсии.
После этого с использованием полученного гидрогеля ученые реставрировали две картины, написанные на бумаге в разное время. Первой из них была двусторонняя картина, написанная в XX веке, на лицевой стороне которой была картина французской абстракционистки португальского происхождения Марии Элены Виейры да Сильвы, а на обратной стороне — картина, написанная в другое время американской художницей Хелен Филлипс Хэйтер. Вторым объектом для реставрации стал рисунок XVI века с изображением одной из сцен с фрески Микеланджело «Страшный суд», расположенной на алтарной стене Сикстинской капеллы. Изначально считалось, что этот эскиз сделан самим художником, однако сейчас авторство картины однозначно не определено.
Очищенная исследователями и полностью открытая таким образом надпись в нижней части рисунка «di mano di Michelangelo» (дословно «руки́ Микеланджело»). Вероятнее всего, эта надпись с ошибочно приписанным Микеланджело авторством была скрыта клейкой лентой коллекционером, а в будущем анализ ее происхождения поможет определить авторство рисунка.
Оказалось, что такой гидрогель можно использовать не только для безопасного удаления относительно свежей клейкой ленты, но и для восстановления изображений, испорченных клейкой лентой раньше. Например, с помощью предложенного подхода ученые восстановили рисунок итальянского художника Лучо Фонтаны, отклеили с нее участки засохшей клейкой ленты и восстановили цвет изображения, удалив с остальной поверхности рисунка остатки клейкого материала. При этом само изображение, сделанное шариковой ручкой, повреждено не было.
Авторы отмечают, что предложенную технологию уже сейчас можно использовать для безопасного удаления клейкой ленты с картин, а также некоторых веществ, которые попали между волокнами бумаги в процессе хранения картин и рисунков.
Восстановление и расшифровка надписей на старых картинах и в старых книгах зачастую довольно сложная задача. Например, далеко не все старые книги можно спокойно открывать и листать. В тех случаях, когда велик риск того, что бумага при даже минимальной физической нагрузке рассыпется в пыль вместе с написанным на ней текстом, ученые предлагают использовать неконтактные методы, например терагерцовую спектроскопию, которая позволяет читать текст в книге, не открывая ее.
Александр Дубов
Она стала протекать селективно и с высокими выходами
Химики из США нашли способ селективно провести реакцию Кольбе – электролитическое сдваивание карбоновых кислот с образованием связи углерод-углерод. Для успешного проведения реакции ученые использовали быструю перемену полярности электродов, и благодаря этому им удалось получить ценные исходники для синтеза полимеров и неканонические аминокислоты. Исследование опубликовано в Science.