Компания Airbus Aerial, «дочка» европейского концерна Airbus, использовала беспилотный летательный аппарат для картографирования и обследования взлетно-посадочной полосы в Международном аэропорту Хартсфилд-Джексон Атланта, самом загруженном аэропорту мира. Как пишет Unmanned Aerial, это был пробный полет, по итогам которого администрация аэропорта намерена принять решение о целесообразности использования дронов для оценки состояния аэродромной инфраструктуры.
Аэропорт Хартсфилд-Джексон Атланта ежегодно пропускает через себя около ста миллионов пассажиров и обслуживает чуть больше 950 тысяч рейсов. Периодический контроль состояния взлетно-посадочных полос и сигнального оборудования требует временной приостановки полетов с них, что в некоторых случаях может приводить к задержкам в рейсах и создавать дополнительную нагрузку на диспетчеров. Предполагается, что использование беспилотников позволит существенно ускорить инспекцию аэродрома.
Во время пробного полета специалисты Airbus Aerial использовали беспилотник senseFly eBee Plus, выполненный по схеме «летающее крыло» с хвостовым толкающим воздушным винтом. Аппарат массой всего 700 граммов был оснащен камерой высокой четкости и системой спутникового позиционирования. В полете беспилотник проводил детальную съемку южной взлетно-посадочной полосы аэропорта, причем погрешность в координатной привязке каждого снимка относительно реальной точки местности составляла не более пяти сантиметров.
По итогам полета специалисты компании предоставили администрации аэропорта Хартсфилд-Джексон Атланта подробные аэрофотоснимки, трехмерную карту взлетно-посадочной полосы и контурную отрисовку объекта. Другие подробности о состоявшихся испытаниях не раскрываются. Когда именно администрация аэропорта намерена завершить оценку результатов пробного полета, также неизвестно.
В феврале прошлого года американские компании 3DR, Autodesk и Atkins получили разрешение проводить полеты дронов в Международном аэропорту Хартсфилд-Джексон Атланта. Дроны составляют трехмерные карты аэропорта в высоком разрешении, которые позднее будут использованы при его реконструкции и расширении. Согласно полученному разрешению, дроны компаний могут выполнять полеты только между взлетно-посадочными полосами. Кроме того, аппараты должны постоянно находиться в зоне видимости оператора.
Василий Сычёв
Он плавает со скоростью 2 метра в секунду, а скорость на суше составляет 0,5 метра в секунду
Инженеры разработали беспилотник-амфибию, который может летать, плавать по поверхности воды и ездить по земле. Дрон построен по трикоптерной схеме с тремя соосными парами пропеллеров. Для движения по земле используются три всенаправленных колеса, а для плавания — два водяных винта. Чтобы дрон не утонул, на раме закреплена пенопластовая пластина. Амфибию можно использовать, например, для отбора проб и образцов в разных средах. Доклад, описывающий конструкцию, был представлен в рамках конференции International Conference on Unmanned Aircraft Systems 2023. Вместо нескольких разных роботов для выполнения задач в разных средах иногда проще использовать один универсальный аппарат. Например, для обследования состояния надводных и подводных частей мостов инженеры создали октокоптер, который может летать и плавать, используя для этого одни и те же винты. Также существуют проекты, в которых дроны получают возможность передвигаться по земле с помощью колес или ног. Благодаря этому удается значительно сократить расход энергии, которая очень быстро расходуется во время полета. Инженеры под руководством Димитриса Чайкалиса (Dimitris Chaikalis) из Университета Нью-Йорка совместили в одном дроне возможности передвижения в воздухе, по воде и по земле. Разработанный ими дрон построен по схеме трикоптера. На концах каждого из трех плечей находятся по два соосных трехлопастных пропеллера. Помимо шести воздушных винтов дрон оснащен также двумя водяными. Движение по земле во всех направлениях обеспечивается за счет трех всенаправленных колес. Так как устройство не предназначено для погружения на глубину, для сохранения положительной плавучести в центральной его части расположена пластина из пенопласта. При этом часть рамы дрона с колесами и водяными винтами находится под поплавком и остается погруженной в воду. Для защиты электронных компонентов от воды они помещены в пластиковый герметичный корпус. Управление одиннадцатью актуаторами дрона происходит с помощью двух отдельных полетных контроллеров PixHawk, один из которых отвечает за полет, а второй за езду и плавание. В роли бортового компьютера высокого уровня, отвечающего за навигацию и планирование маршрута, выступает Intel NUC. Заряда аккумулятора емкостью 12 ампер-час хватает на 18 минут полета, максимальная масса которого не превышает десяти килограмм. В испытаниях дрон взлетал с поверхности воды, после нескольких минут полета приземлялся и продолжал движение на колесах. Скорость передвижения по суше составила 0,5 метра в секунду, а по воде — около 2 метров в секунду. Разработчики отмечают и минусы конструкции: пенопласт впитывает воду, его масса увеличивается на 20 процентов в течение 30 минут, проведенных в воде. При этом обратный процесс происходит медленнее — на воздухе потеря 20 процентов дополнительного веса происходит за 100 минут. Этот эффект в будущем будет учтен в системе управления дроном. Другой способ справиться с впитыванием влаги — водоотталкивающее покрытие, однако оно также увеличивает общий вес конструкции. У этого беспилотника, как и у большинства других гибридных дронов, части конструкции, которые используются для передвижения по земле, никак не используются в остальных режимах. Ранее мы писали про дрон-трансформер Morphobot M4, разработчики которого пошли другим путем. Беспилотник может ездить по поверхности как четырехколесный ровер, а в нужный момент трансформируется в полноценный квадрокоптер. При этом обода его колес превращаются в защитные бампера воздушных винтов, расположенных на колесных осях.