Китайский производитель дронов DJI опубликовал ежегодный отчет об известных случаях спасения людей с помощью мультикоптеров. С мая 2017 по апрель 2018 года использование дронов во время спасательных операций помогло спасти 65 человек по всему миру — больше, чем за предыдущий год, сообщает Drone DJ.
Спасатели используют дроны для нескольких видов помощи. За счет высоты полета мультикоптеры позволяют относительно быстро осматривать большие и труднодоступные площади, например, леса. Причем для наблюдения может использоваться не обычная камера, а инфракрасная — это позволяет различать излучающие тепло объекты, в том числе и людей. В феврале британская полиция использовала эту технику для поиска пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии, который к моменту приезда полицейских не отзывался на их крики. Помимо наблюдения дроны могут использоваться и для непосредственной помощи пострадавшим. Например, мультикоптер может доставить им средства спасения, медикаменты, еду или инструменты, в том числе рацию для связи со спасателями.
В прошлом году один из крупнейших производителей мультикоптеров в мире — DJI — впервые опубликовал годовой отчет, в котором были собраны все известные случаи спасательных операций, заметную роль в которых сыграл мультикоптер. Тогда в отчет вошло 59 человек, спасенных с помощью дрона. Как показывает новый отчет, собравший в себя данные с мая 2017 по апрель 2018 года, число спасенных таким способом за последний год выросло — компания насчитала 65 человек. Кроме того, выросло и количество спасательных операций с использованием дронов — 27, а не 18, как годом ранее.
Согласно приведенным данным, 22 спасенных человека оказались в ситуации, несшей большой риск для жизни, например, находились в холодной воде. Еще 19 человек не подвергались непосредственному риску смерти, но находились в условиях, угрожающих их здоровью. Авторы отчета отдельно отмечают случай, произошедший в Китае в октябре 2017 года. Тогда дрон помог обнаружить в лесу в горах 24 туриста без еды и воды. Несмотря на то, что вряд ли все 24 человека подверглись серьезному риску смерти, использование дрона могло предотвратить угрозу здоровью некоторым из них.
Компания отмечает несколько трендов в спасении с помощью дронов. Так, из 65 людей 15 были спасены с помощью инфракрасных камер, позволяющих обнаруживать людей в темноте. Кроме того авторы доклада уделили большое внимание государственному регулированию в области малых беспилотников. С одной стороны, после введения в США правил полетов малых беспилотных летательных аппаратов, спасательные службы стали чаще использовать их в своей работе. С другой стороны, эти правила накладывают серьезные ограничения на использование дронов и тем самым иногда не дают спасателям использовать их в некоторых ситуациях. К примеру, в США пилоты дронов не имеют права проводить полеты ночью, над людьми или вне зоны прямой видимости оператора, при условии, что Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) не выдало им отдельное разрешение на это.
Недавно австралийцы использовали дрон для спасения двух подростков, оказавшихся в воде недалеко от побережья посреди трехметровых волн. Дрон доставил утопающим капсулу с самонадувающимся спасательным плотом. От запуска дрона до сброса плота ушло около одной-двух минут, что заметно меньше, чем при использовании традиционных средств спасения. Этот случай, как и спасение пострадавшего в ДТП в Великобритании, вошел в отчет DJI.
Григорий Копиев
Это помогло увеличить время полета
Инженеры из компании Elythor разработали квадрокоптер-конвертоплан, оснащенный четырьмя поворачиваемыми крыльями. Они могут независимо друг от друга складываться вдоль корпуса или отклоняться на 90 градусов, превращая дрон в биплан. Бортовая электроника дрона отслеживает положение корпуса, а также скорость и направление ветра, в реальном времени подстраивая положения крыльев под эти условия. Благодаря этому удается повысить стабильность полета и снизить энергопотребление. Описание квадрокоптера приведено в диссертации разработчика. Инженеры давно разрабатывают дроны с гибридной конструкцией, которые совмещают преимущества мультикоптеров, способных вертикально взлетать и садиться, с возможностью полета на дальние дистанции, которой обладают дроны самолетного типа. Обычно у гибридов есть крылья и поворотные винты, которые разворачиваются в нужном направлении в зависимости от режима полета. В другом варианте используется две группы винтов, одна из которых работает только в режиме висения Несмотря на универсальность гибридных дронов, они имеют и недостатки. Из-за больших габаритов в мультикоптерном режиме у них низкая маневренность и высокая парусность по сравнению с дронами без крыльев. Поэтому их сложно использовать в ограниченном пространстве, а вне помещений в режиме висения гибриды тратят больше энергии на борьбу с ветром, что снижает продолжительность полета. Выход из этой ситуации предложили инженеры из стартапа Elythor, созданного сотрудниками Федеральной политехнической школы Лозанны. Они разработали квадрокоптер Morpho, со складными крыльями, которые автоматически адаптируются к ветру и режиму полета. Всего у дрона массой 3,8 килограмма четыре подвижных крыла, по два с каждой стороны фюзеляжа. Сервомоторы могут независимо отклонять каждое из крыльев на 90 градусов. Четыре винта дрона расположены как и у обычного квадрокоптера на концах крестообразной рамы и вращаются 500-ваттными электромоторами. Заряда аккумуляторов прототипа хватает на 17 минут полета. Садится дрон на хвост, а в качестве опор могут использоваться отклоненные назад крылья. В полностью сложенном состоянии крылья расположены вдоль фюзеляжа дрона. При переходе к горизонтальному полету они поворачиваются перпендикулярно корпусу, превращая дрон в биплан. Бортовая электроника отслеживает положение дрона в пространстве, определяет направление и скорость ветра, воздействующего на корпус, и исходя из этого подстраивает углы отклонения крыльев. Так, например, в режиме висения, когда требуется сохранять стабильность полета, крылья остаются сложенными вдоль корпуса, чтобы снизить парусность дрона. Однако, если необходимо совершить поворот вокруг вертикальной оси алгоритм с помощью сервомоторов отклоняет то или иное крыло в нужный момент, используя их в качестве парусов. Таким образом ветер помогает дрону совершать необходимые маневры, снижая нагрузку на моторы. По словам разработчиков, благодаря этому при сильном ветре расход энергии во время вертикального полета можно снизить до 85 процентов. Разработчики предполагают, что основным применением Morpho станет инспекция расположенных на больших площадях инженерных сооружений, например, электростанций и высоковольтных линий электропередач. После вертикального взлета дрон будет подлетать к нужным объектам, проводить их обследование с помощью камер, а затем перелетать к следующей цели, используя горизонтальный полет, если она располагается достаточно далеко. https://www.youtube.com/watch?v=tOUkn7YmYV4 Для дронов, которые планируется использовать в тесных помещениях, на первый план выходит безопасность полета. Инженеры из компании Cleo Robotics создали дрон, несущие винты которого находятся внутри пончикообраного корпуса. Благодаря этому они надежно защищены от столкновений с окружающими предметами.