Какой вы коллайдер?

Тест к столетию Герша Ицковича Будкера, одного из отцов-основателей коллайдеростроения

Сегодня, 1 мая, отмечается не только День солидарности трудящихся, но еще и столетие со дня рождения одного из известнейших советских физиков — Герша Ицковича Будкера. Под его руководством в СССР был построен один из первых коллайдеров в мире — установок, в которых сталкиваются летящие навстречу друг другу элементарные частицы. Благодаря ВЭП-1 (Встречные электронные пучки) был проверен ряд предсказаний квантовой электродинамики, зафиксированы уникальные события рождения пар гамма-квантов при столкновениях электронов, а также получены одни из первых оценок на диаметр электрона. Современные установки, такие как Большой адронный коллайдер, SuperKEKB, RHIC и будущий российский коллайдер NICA — продолжение работ Будкера и других выдающихся физиков со всего мира. Мы предлагаем вам пройти небольшой тест и узнать побольше о коллайдерах и о наследии Герша Будкера.

1. Начнем с простого. Зачем нужны магниты в коллайдерах?
2. А каких коллайдеров нет среди действовавших?
3. Какого диаметра было кольцо первого коллайдера, в котором сталкивались частицы и античастицы?
4. ВЭП-1 стал первым советским коллайдером элементарных частиц, одним из первых коллайдеров в мире. Узнаете его на фото?
5. Мы часто говорим об энергиях частиц в коллайдерах. Суммарная кинетическая энергия двух протонов, лоб в лоб сталкивающихся в Большом адронном коллайдере, — 13 тераэлектронвольт. Эта энергия соответствует скорости частиц в 99,9999991 процента скорости света. А много ли это с точки зрения повседневной жизни?
6. Как называется созданная Гершем Будкером техника, которая играет огромную роль в работе современных коллайдеров тяжелых ионов?
7. Сейчас в мире всего семь действующих коллайдеров (следуя данным PDG). А сколько из них в России?
PandaX не нашла электромагнитно взаимодействующую темную материю