500-метровый телескоп FAST «увидел» свой первый миллисекундный пульсар

Китайский телескоп FAST, самый большой радиотелескоп в мире с заполненной апертурой, обнаружил свой первый миллисекундный пульсар, сообщает Академия наук КНР. Открытие было сделано еще в феврале, 18 апреля его подтвердила космическая обсерватория Fermi.

Строительство телескопа FAST, находящегося в китайской провинции Гуанчжоу, было завершено в июле прошлого года. Он стал самым большим радиотелескопом в мире с заполненной апертурой (иными словами, со сплошной антенной), обогнав даже 305-метровый радиотелескоп обсерватории Аресибо. Его антенна состоит из 4450 отражающих панелей, а ее эффективный диаметр, используемый в каждый момент времени при наблюдениях, составляет 300 метров. Площадь FAST сопоставима с площадью 30 футбольных полей, и чтобы его построить, потребовалось переселить более девяти тысяч человек.

В сентябре 2016 года инструмент был введен в строй. Тогда же астрономы провели пробные наблюдения, и уже спустя год сообщили, что им удалось обнаружить два пульсара, а на сегодняшний день их число достигло 20. Считается, что эти объекты представляют собой вращающиеся нейтронные звезды с магнитным полем, которое наклонено к оси вращения. Миллисекундные пульсары отличаются от «обычных» коротким периодом вращения, который лежит в диапазоне от 1 до 10 миллисекунд. Сегодня известно чуть больше 300 таких объектов. И теперь ученые впервые зарегистрировали миллисекундный пульсар с помощью FAST.

Ученые открыли миллисекундный пульсар PSR J0318+0253 27 февраля. Ученые связали его с источником гамма-излучения 3FGL J0318.1+0252, который был ранее замечен телескопом Fermi. Объект находится в 4 тысячах световых лет и совершает один оборот за 5,19 миллисекунды. Он может быть, по словам ученых, одним из самых тусклых миллисекундных пульсаров, известных сегодня.

Открытие стало первым результатом совместной работы команд FAST и Fermi. В будущем астрономы надеются обнаружить больше пульсаров, наблюдая за ни с чем не связанными источниками гамма-излучения, зарегистрированными Fermi.

Наибольшую известность космический телескоп Fermi получил за обнаружение местоположения источника гравитационных волн, предсказанных в рамках Общей теории относительности столетие назад. Считается, что волны флуктуации пространства-времени появились при слиянии двух черных дыр с массами в десятки масс Солнца, которое произошло 1,3 миллиарда лет назад.

«Джеймс Уэбб» посчитал звезды в темной туманности Кирпич