На севере Италии нашли средневековый протез-нож

Итальянские ученые обнаружили останки мужчины, жившего в конце VI века и носившего протез. Как пишут исследователи в Journal of Anthropological Sciences, у мужчины 40-50 лет была ампутирована правая рука до середины предплечья, а рядом с ней лежал проржавевший нож и бронзовая пряжка. Археологи предполагают, что нож служил мужчине протезом и крепился к руке кожаными ремнями с помощью пряжки.

Люди занимались протезированием с древности. Старейшее упоминание о протезе ноги встречается в древнеиндийском эпосе «Ригведа», который, предположительно, был составлен 3,5-3,2 тысячи лет назад. Историческое свидетельство того, что древние умели изготавливать протезы, относится к I или концу II тысячелетия до нашей эры: археологи обнаружили протез большого пальца ноги у мумии пожилой египтянки, которая жила в период 3 065-2740 тысяч лет назад.

Итальянские антропологи и медики под руководством Марии Анны Тафури (Mary Anne Tafuri) из Римского Университета Ла Сапиенца описали останки средневекового мужчины, который жил на севере современной Италии и носил протез. Его останки ученые обнаружили на лангобардском кладбище VI-VIII веков, которое находится в 15 километрах к юго-западу от Вероны. Судя по артефактам, найденным в захоронении, мужчина жил в конце VI века, вскоре после вторжения лангобардов на север Аппенинского полуострова (568 год). Анализ соотношения изотопов стронция в зубной эмали умершего показал, что он откуда-то мигрировал. После изучения скелета, исследователи пришли к выводу, что мужчине было от 40 до 50 лет, скорее всего — 45-47 лет.

Внимание археологов привлекли железный нож и бронзовая пряжка в форме буквы D, а рядом с ней органическая субстанция (по-видимому, остатки кожи). Эти артефакты лежали рядом с обрубком правого предплечья. После изучения костей, исследователи пришли к выводу, что предплечье было ампутировано. Возможно, кисть руки и часть предплечья удалили из-за тяжелого перелома, отрубили в бою, или удалили в качестве наказания в результате судебного разбирательства — назвать точную причину уже не удастся. Концы костей носили следы механического давления: на них сформировались мозоли, образующиеся в процессе регенерации костной ткани, а также возникли костные отростки. Гипотезу об ампутации подтверждала неодинаковая изношенность зубов мужчины. Один из верхних резцов с правой стороны был стерт значительно больше остальных. На нем была сильно стерта эмаль, а в прикорневой области зуба развилась инфекция — вероятно, мужчина зубами затягивал кожаные ремни на протезе.

Авторы статьи предположили, что протез имел форму чаши с прикрепленным к ней лезвием, которое использовалось как оружие. Сам протез, по-видимому, крепился к руке кожаными ремнями и владелец часто им пользовался. Об этом свидетельствуют не только по-разному изношенные зубы, но и немного измененная ориентация правого плеча и отсутствие части правой плечевой кости.

Средневековые хирурги, по-видимому, не только успешно ампутировали конечности, так что люди выживали без наркоза и антибиотиков, но и делали более сложные операции. Недавно итальянские ученые описали трепанацию черепа, которую сделали молодой женщине, жившей в VII-VIII веках.

В Фанагории нашли монетный клад времен антимитридатовского восстания