Ограничение общения с родителями может негативно повлиять на развитие коммуникационной системы юных мармозеток (Callithrix jacchus). Это выяснили немецкие ученые, которые проанализировали характеристики звуков, издаваемых мармозетками, которые выросли с родителями и без. Статья опубликована в журнале Science Advances.
На этапе раннего развития ребенок учится говорить, главным образом, через подражание: имитируя звуки, издаваемые родителями или опекунами. Такой же паттерн развития наблюдается и среди певчих птиц. Наблюдения позволяют ученым сделать вывод о том, что на раннее развитие вокальной коммуникации и среди людей, и среди птиц, влияет целый ряд факторов, среди которых — социальная изоляция, нарушения слуха или отсутствие родителей.
Что касается других видов приматов, то долгое время ученые полагали, что их вокализация развивается без воздействия внешних факторов: это, например, подтвердили исследования с участием юных макак-резусов. Недавние эксперименты с мармозетками, однако, показали, что детенышей учат «разговаривать» их родители. Кроме того, известно, что мармозетки, в юности лишенные прямого взаимодействия с родителями, гораздо медленнее и хуже общаются с помощью звуков. В новой работе Йесмин Гультенкин (Yasemin Gultekin) и Штеффен Гаге (Steffen Hage) решили проследить за тем, является ли родительское взаимодействие обязательным условием для правильного развития коммуникационной системы мармозеток. В их исследовании приняли участие пять детенышей мармозеток из одной семьи. Троих детенышей отделили от родителей в возрасте трех месяцев: их общение с родителями ограничивалось несколькими часами в день. Двое оставшихся жили со взрослыми особями и общались с ними все время.
Всего ученые записали 8531 крик юных мармозеток, которые затем проанализировали по трем параметрам: длина, частота и спектральная плоскостность (единообразие мощности спектра; другими словами, насколько спектр однороден). Ученые обнаружили, что общение с родителями существенно влияет на развитие «фии»-криков: похожих на свистки звуков, которые используются для коммуникации внутри группы.
В частности, отсутствие общения с родителями повлияло на однородность спектра их криков. Ученые отмечают, что с возрастом спектральные характеристики вокальной коммуникации становятся более однородными: это считается признаком зрелости мармозетки и ее коммуникационной системы. Таким образом, общение с родителями является необходимой составляющей нормального развития коммуникации мармозеток.
От общения с родителями зависит и здоровье мармозеток. Например, недавно ученые показали, что на выживаемость особей в первые несколько месяцев жизни влияет отзывчивость их отцов.
Стоит отметить, что у других животных "язык" нередко оказывается врожденной способностью. Так, недавно ученые выяснили, что молодые белые носороги могут издавать четыре типа звуковых сигналов в разных поведенческих ситуациях, при этом авторы исследования пришли к выводу, что это именно врожденная способность. Детеныш носорога, которого растили работники зоопарка, тоже умел издавать все четыре типа звуков и использовал их в соответствующих ситуациях.
Елизавета Ивтушок