Ученые из ИТМО объяснили радиоволновое излучение пульсаров переходами электронов между уровнями энергии, возникающими из-за отталкивания заряженных частиц от двойного электрического слоя и гравитационного притяжения звезды. Статья опубликована в The Astrophysical Journal.
Пульсары представляют собой быстро вращающиеся нейтронные звезды, которые обладают сильным магнитным полем и периодически испускают мощные импульсы электромагнитного излучения — начиная радиоволновым диапазоном и заканчивая жестким гамма-излучением. Механизмы генерации рентгеновского и гамма-излучения в изолированной нейтронной звезде изучены достаточно хорошо, однако общепринятой модели, объясняющей излучение пульсарами радиоволн, пока еще нет. Например, «антенный механизм» предполагает, что излучающие частицы находятся в небольших областях, размеры которых много меньше длины волны излучения; по другим теориям, излучение образуется в результате движения заряженных частиц вдоль искривленных линий напряженности магнитного поля или из-за комптоновского рассеяния в релятивистской плазме. Все предложенные механизмы полагаются на тот факт, что яркостная температура радиоизлучения значительно превосходит кинетическую энергию частиц нейтронной звезды. Это значит, что частицы излучают волны когерентно, то есть на одной и той же частоте.
Группа ученых из Университета информационных технологий, механики и оптики предложила еще один механизм генерации радиоизлучения пульсарами, предполагающий, что расположенные над поверхностью звезды электроны переходят между возникающими в гравитационном поле уровнями энергии. По словам ученых, этот механизм хорошо согласуется с наблюдаемыми частотами радиоизлучения, приходящего от пульсаров.
В рассмотренной учеными модели уровни энергии возникают по следующей причине. Из-за сильного гравитационного поля звезды окружающая ее плазма поляризуется — входящие в ее состав тяжелые ионы и легкие электроны «растаскиваются» в направлении, перпендикулярном поверхности. В результате в верхних слоях «атмосферы» пульсара возникает заряженный двойной электрический слой (electric double layer, EDL). С одной стороны, электроны отталкиваются от этого слоя. С другой стороны, они притягиваются гравитационным полем звезды. В конечном счете, получается, будто электроны попадают в эффективную потенциальную яму, в которой возникают связанные состояния. Расстояние между этими уровнями определяется ускорением свободного падения g и массой электрона m. При значении g = 2×1014 сантиметров на секунду в квадрате, характерном для пульсаров, расстояние между двумя соседними уровнями составляет примерно 1,7×10−6 электронвольт, что отвечает радиоизлучению на частоте около 400 мегагерц. Наконец, постоянство расстояния между уровнями обеспечивает когерентность излучения.
В то же время, магнитное поле пульсара должно влиять на электроны гораздо сильнее гравитационного, поскольку его напряженность может достигать 1013 гаусс. Поэтому предложенный авторами статьи механизм может работать только около полюсов звезды, в которых и гравитационное, и практически однородное магнитное поле направлены перпендикулярно поверхности. Кроме того, необходимо, чтобы электрическое поле звезды было направленно параллельно поверхности звезды и не возмущало энергетические уровни. В этом случае «гравитационные» уровни энергии накладываются на уровни Ландау, расстояние между которыми значительно больше. Так, в типичных пульсарах переход между соседними уровнями Ландау отвечает рентгеновскому излучению с частотой около 3×1019 герц.
В результате электроны могут переходить не только между соседними гравитационными уровнями в рамках одного уровня Ландау, но и между гравитационными и магнитными уровнями одновременно. Первый тип переходов отвечает электро-дипольному излучению, направленному перпендикулярно направлению магнитного поля, второй тип — магнитно-дипольному, излучаемому вдоль оси звезды. Впрочем, второй тип излучения может возникать только в пульсарах со слабым магнитным полем (менее 1011 гаусс), поскольку он требует высокой населенности уровней Ландау.
В начале января астрофизики показали, что быстрые радиовсплески от источника FRB121102 могли возникнуть в намагниченной среде вблизи вращающегося пульсара, связанного со сверхновой или расположенной вблизи массивной черной дырой и не связанного с катаклизмическими процессами. Подробнее о том, что такое быстрые радиовсплески и как ученые пытались разгадать тайну их происхождения, можно прочитать в блоге астрофизика Сергея Попова.
Дмитрий Трунин
Однако он может быть галактикой-спутником
Астроном Элио Кирога Родригес отыскал нового кандидата в далекую активную галактику, который также может быть галактикой-спутником галактики Сомбреро. Ранее этот объект считался кандидатом в шаровое скопление из гало галактики Сомбреро. Препринт доступен на arXiv.org. М104 (или «Сомбреро») расположена на расстоянии 29,3 миллиона световых лет от Солнца и получила свое имя за необычную форму, сочетающую признаки спиральной и эллиптической галактик. Предполагается, что в прошлом галактика пережила слияния с другими галактиками. Кроме того, она необычно богата шаровыми скоплениями, которых в ней намного больше, чем в Млечном Пути, и обладает активным ядром, содержащим черную дыру. Элио Кирога Родригес (Elio Quiroga Rodriguez) из Университета Среднеатлантического региона на Канарских островах сообщил, что обнаружил кандидата в далекую активную галактику в ходе исследования архивных снимков гало М104, полученных при помощи космического телескопа «Хаббл». Ученый также использовал в работе архивные данные наблюдений за этой областью неба космических инфракрасных и наземных оптических телескопов. Найденный объект размером около четырех угловых секунд в диаметре получил обозначение «Ирис» и ранее попадал в каталоги как кандидат в шаровое скопление и источник инфракрасного излучения. Если объект связан гравитационно с М104, то это может быть галактика-спутник с угловым размером около 0,3 килопарсека. Однако если связи между двумя галактиками нет, то это кандидат в галактику с активным ядром, характеризующийся красным смещением z = 0,004545. В этом случае галактика обладает центральной перемычкой и двумя спиральными рукавами, богатыми горячими молодыми звездами и пылью. Дальнейшие наблюдения должны установить точную природу находки. Ранее мы рассказывали о том, как «Джеймс Уэбб» случайно открыл очень маленький астероид.