Палеонтологи обнаружили ископаемую ящерицу с двумя теменными глазами

У ископаемой ящерицы Saniwa ensidens, близкой родственницы варанов, жившей около 49 миллионов лет назад, было два обычных и два теменных глаза, сообщается в Current Biology. У некоторых современных позвоночных (в том числе у ящериц) есть третий (теменной) глаз, который работает, как эндокринная железа. А миноги (низшие хордовые) и некоторые рыбы обзавелись двумя теменными глазами. Однако два теменных глаза у челюстных позвоночных палеонтологи обнаружили впервые.

Теменным (третьим, париетальным) глазом называется орган, способный воспринимать свет, но неспособный давать изображение. Он встречается у некоторых бесчелюстных, рыб, рептилий и земноводных. Теменной глаз играет роль в регуляции циркадных ритмов и терморегуляции. Некоторым земноводным и рептилиям он необходим, чтобы ориентироваться в пространстве. Третий глаз намного меньше обычных, он покрыт кожей или прозрачной пленкой и часто находится в специальном отверстии на черепе. По строению он похож на обычные глаза: у него есть сетчатка, аналог хрусталика, нерв, но нет радужной оболочки, век и глазодвигательных мышц.

Третий глаз является частью эпиталамуса — отдела мозга, который состоит, в том числе, из эпифиза (или пинеального органа), и парапинеального органа. Эпифиз встречается у бóльшей части современных позвоночных, парапинеальный орган — наоборот, у большинства из них потерян. У части животных, (в частности, у некоторых земноводных и рыб) теменной глаз является частью эпифиза, у ящериц — частью парапинеального органа. Миноги и некоторые рыбы — «четырехглазые», у них теменные глаза развились и из эпифиза и из парапинеального органа. Стоит отметить, что у современных видов теменной глаз встречается намного реже, чем у древних животных. У некоторых земноводных и рептилий он есть у молодых особей, но с возрастом зарастает.

Палеонтологи из Исследовательского института Сенкенберга во Франкфурте-на-Майне и Йельского университета под руководством доктора Кристера Смита (Krister Smith) обнаружили два теменных глаза у ископаемой ящерицы Saniwa ensidens, близкой родственницы варанов (Varanus), обитавшей около 49 миллионов лет назад в Северной Америке. Исследователи изучали окаменелости из коллекции Йельского музея естественной истории Пибоди и на черепах двух ящериц обнаружили две ямки, которые находились там, где у современных рептилий находится теменной глаз. Кости обеих ящериц относились к одному виду и были найдены в 1871 году в отложениях Бриджера в штате Вайоминг. Так как по две ямки были найдены не в одном образце, а в двух, найденных в одном слое отложений, исследователи решили, что это анатомическая черта, присущая популяции, а не одной особи.

Авторы статьи предположили, что второй теменной глаз — пинеальный орган — служил еще одним светочувствительным сенсором и помогал ящерицам воспринимать коротковолновый свет, который быстро затухает при попадании в ткани. Вероятно, он позволял S.ensidens ориентироваться в пространстве с помощью либо светозависимой магниторецепции, либо астрономической ориентации.

«С одной стороны, исследователи предполагали, что теменной глаз исчез у нескольких групп позвоночных, таких как млекопитающие и птицы, и из полностью сухопутных животных он сохранился только у ящериц [и у гаттерий — примечание N+1]» — говорит Кристер Смит. «С другой стороны исследователи выдвигали гипотезу, что третий глаз у ящериц развился из парапинеального органа, [а не из эпифиза, как у большинства позвоночных], который хорошо развит у миног. Эти две гипотезы не согласовывались друг с другом. После открытия четырехглазой ящерицы, у которой глаза развились и из эпифиза, и из парапинеального органа, мы можем подтвердить, что теменной глаз этой ящерицы отличался от третьего глаза других челюстных позвоночных».

Ранее палеонтологи обнаружили, что ящерицы научились отбрасывать хвост еще 289-286 миллионов лет назад, а передвигаться за задних лапах — около 110 миллионов лет назад. Обе стратегии современные ящерицы используют при нападении хищников.

Колоссальный кит из Перу оспорил у синего кита титул самого тяжелого животного в истории