«Совы» сильнее всех пострадали от раннего начала занятий в университете

South Park / Comedy Central

Студенты, чьи циркадные ритмы не совпадают с расписанием занятий, получают более низкие оценки, чем учащиеся, чьи биологические часы «подстроены» под начало пар, сообщается в журнале Scientific Reports. Кроме того, социологи выяснили, что университетский режим подходит только 40 процентам студентов.

Циркадные ритмы (внутренние биологические часы) могут оказывать сильное влияние на активность человека. Если суточные колебания интенсивности различных процессов в организме не совпадают с расписанием дня, продиктованным социальной средой, возникает так называемый социальный джет-лаг, который приводит к дефициту внимания и снижению способности к обучению. Тем не менее, масштабных исследований взаимосвязи циркадных ритмов и успеваемости студентов до сих пор не проводилось.

Социологи Бенджамин Смарр (Benjamin L. Smarr) и Аарон Шример (Aaron E. Schirmer) проследили за онлайн-активностью 15 тысяч студентов Северо-восточного университета Иллинойса. В течение двух лет исследователи смотрели, в какое время учащиеся подключаются к специальной системе, которая используется для просмотра материалов курса и оценок, участия в онлайн-дискуссиях и сдачи домашних заданий. Чтобы получить более точное представление о суточных ритмах учащихся, ученые отслеживали их активность в те дни, когда они не посещали занятия. Всего было зарегистрировано 3,4 миллиона завершенных сеансов в системе.

На основании этих данных Смарр и Шример поделили студентов на «жаворонков», «сов» и «вьюрков» (туда вошли все индивиды в пределах одного стандартного отклонения медианы группы). Затем социологи сопоставили статистику с расписанием занятий и академической успеваемостью учащихся.

Выяснилось, что 60 процентов студентов страдает от социального джет-лага, который сильно коррелирует с более низкими оценками — особенно это касалось «сов». Примерно 50 процентов студентов приходят на занятия еще до того, как они полностью активны, а еще 10 процентов — когда они уже прошли фазу пиковой активности. Академическая успеваемость «сов» до 12 утра была ниже, чем у остальных групп испытуемых. При этом исследователи не обнаружили сопоставимого улучшения их оценок в вечерние часы (после 17:00).

В то же время Смарр и Шример отмечают, что студенты, чьи биологические часы «обгоняют» расписание занятий, также страдают от сниженной успеваемости. По мнению ученых, чтобы добиться лучшей академической успеваемости, необходимо сделать систему образования более гибкой, чтобы студенты могли подстраивать свое расписание под циркадные ритмы. 

За исследование циркадных ритмов в прошлом году была вручена Нобелевская премия. Исследователи независимо друг от друга открыли на плодовой мушке Drosophila melanogaster ген и белок period, концентрация которого колеблется с периодичностью 24 часа и определяет работу «биологических часов» животного. 

Кристина Уласович

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.