Ученые сравнили особенности производства ключевых продуктов животного происхождения в системе питания американцев со схожими по пищевой ценности растительными аналогами и пришли к выводу, что переход на растительную пищу может существенно сократить земельные ресурсы, необходимые для производства продуктов питания. В статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, также отмечается, что такой переход позволит производить достаточно пищи для того, чтобы накормить еще 350 миллионов человек.
Продовольственная политика любого государства направленна на обеспечение всех граждан достаточным количеством безопасной и питательной пищи. Одна из главных проблем такой политики — это пищевые отходы, а именно — продукты питания, которые портятся или выбрасываются до их потребления. Это, однако, проблема не cтолько обеспечения пищевой безопасности, сколько производственная: большее количество отходов приводит к увеличению объемов пищевого производства, что наносит вред окружающей среде и истощает природные и аграрные ресурсы.
Один из способов решения такой проблемы — увеличение производства более ресурсоэффективных продуктов. Например, годовые объемы пищевых отходов животного и растительного происхождения примерно равны; при этом для производства одной калории пищи животного происхождения требуется на порядок больше ресурсов. Сокращение пищевых отходов может позволить снизить объемы пищевого производства и, соответственно, объемы наносимого окружающей среде вреда.
Авторы новой работы под руководством Рона Майло (Ron Milo) из Института Вейцмана (Израиль) сравнили объемы землепользования, необходимые для производства каждого продукта животного происхождения из ежедневного рациона американцев (яйца, мясо птицы, свинина, говядина и молочные продукты) и их пищевых аналогов растительного происхождения. Помимо основных показателей (земельные ресурсы на производство одного грамма, одного грамма белка и одной калории) ученые также сравнили продукты по содержанию в них основных микро- и макроэлементов: например, клетчатки, углеводов, β-каротина, натрия, витаминов A, B и C.
Ученые выяснили, что производство эквивалентных по пищевой ценности продуктов питания животного и растительного происхождения существенно расходится в объемах потребляемых земельных ресурсов. Например, для того, чтобы получить четыре грамма белка из говядины, нужно потратить столько земельных ресурсов, сколько необходимо для получения 100 граммов растительного белка. При этом продукты растительного происхождения превосходят свои животные аналоги по количеству большей части содержащихся в них питательных элементов. Исключение составляют, например, холестерин и витамин B12.
Полный отказ американцев от пяти лет от пищи животного происхождения (стоит отметить, что в ее число не входит рыба и морепродукты, а только продукты сельского хозяйства) и использование необходимых для ее производства ресурсов для получения пищи растительного происхождения позволит прокормить дополнительно примерно 350 миллионов человек (то есть еще одну страну с таким же количеством граждан, как США). При этом максимальное сокращение объема пищевых отходов при нынешнем производстве и пищевых привычках американцев позволит прокормить дополнительно только 20 миллионов человек.
Тем не менее, стоит отметить, что единственный производственный параметр, который рассматривали ученые, — это необходимое для производства количество земли. Ранее ученые показывали, что переход на растительную диету может нанести вред окружающей среде за счет потребления большого количества топлива для вылова рыбы и использования большого количества пресной воды для полива увеличившихся площадей сельскохозяйственных культур.
Еще один способ уменьшения производственного вреда, наносимого природным ресурсам, — это сокращение объемов выброса углекислого газа. В прошлом году ученые выяснили, что, исключив мясо из рациона домашних питомцев, можно сократить углеродный след от животноводства на четверть.
Елизавета Ивтушок
Все три вида не встречаются больше нигде в мире
Команда ученых под руководством Данниэллы Шервуд (Danniella Sherwood) из Общества арахнологических исследований в Лондоне описала три новых вида пауков-волков (Lycosidae), которые обитают только на острове Святой Елены в Атлантическом океане. Их описание опубликовано в статье для журнала Arachnology. Один из трех этих видов отличается необычным поведением: его представители живут на сухой равнине Просперус-Бэй, где строят холмики, соединенные под землей паутинными тоннелями. Исследователи отнесли этого паука к новому роду и дали ему название Molearachne sanctaehelenae. Родовое название в переводе означает «кротовый паук», что указывает на способности этих беспозвоночных к рытью. Два других вида, Dolocosa joshuai и Hogna veseyensis, населяют туманные леса. Шервуд и ее соавторы отмечают, что остров Святой Елены является родиной более 400 видов беспозвоночных, которые не встречаются больше нигде в мире. Однако многие из них оказались на грани полного исчезновения или уже вымерли, поскольку по вине людей и завезенных ими коз остров лишился большей части естественной растительности. Например, туманные леса, где живет около 120 эндемичных видов беспозвоночных, когда-то занимали на острове 600 гектаров, а теперь их площадь сократилась до 16 гектаров. Среди обитателей острова Святой Елены, которые не выдержали этих изменений и вымерли, гигантская уховертка (Labidura herculeana) и стрекоза Sympetrum dilatatum. Кроме того, остров лишился почти всех птиц и многих видов растений. По мнению исследователей, все три описанных ими вида пауков-волков тоже находятся под угрозой исчезновения.