Социологи провели статистический анализ факторов, в результате которых соревновательная борьба между пилотами Формулы-1 приводит к столкновениям болидов. Оказалось, что наибольшая вероятность столкновения у гонщиков с близким статусом — то есть количеством очков, заработанных в течение спортивного сезона. При этом эта корреляция дополнительно усиливается для спортсменов близкого возраста, заездов в хорошую погоду и гонок, проходящих ближе к концу сезона, пишут ученые в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Столкновения болидов в Формуле-1 — неотъемлемый элемент гонок. Часто спортивная борьба перерастает в конфликтную ситуацию, в результате чего автомобили сталкиваются, и одному или обоим пилотам приходится сойти с трассы. Иногда при борьбе за лидерство в гонке могут столкнуться даже партнеры по команде, что приводит к незапланированной потере очков в чемпионате. Например, в 2010 году во время Гран-при Турции произошло столкновение между занимавшими на тот момент первые два места двумя пилотами команды «Ред Булл», что стоило команде текущей первой позиции в кубке конструкторов. Четырьмя годами позже, во врем Гран-при Бельгии аналогичная ситуация произошла уже с гонщиками «Мерседеса». Тем не менее, чаще столкновения происходят между гонщиками разных команд, но от чего в первую очередь зависит вероятность столкновения, как правило, сказать довольно сложно: причина обычно комплексная и включает в себя множество различных факторов.
Социологи из Германии, Кореи, США и Франции под руководством Мэттью Ботнера (Matthew S. Bothner) из Европейской школы менеджмента и технологий в Берлине решили проверить, какие из факторов сильнее других влияют на вероятность столкновения между двумя гонщиками Формулы-1. Для этого ученые проанализировали 732 гонки с 1970 по 2014 годы, в которых участвовало 355 гонщиков и случилось 506 столкновений. Из своего анализа ученые исключили случаи массовых аварий, а рассматривали только ситуации, когда непосредственно сталкивались два пилота.
Эти данные ученые попытались связать с теми факторами, которые, по их мнению, могли каким-то образом влиять на вероятность столкновения. В качестве основного показателя, характеризующего того или иного пилота, ученые выбрали его «статус» — функцию от тех мест, которые спортсмен занимал во всех своих предыдущих гонках текущего сезона. Среди других факторов ученые рассматривали разницу в возрасте двух гонщиков, порядковый номер гонки в календаре (или количество гонок), стабильность выступления пилота в течение года, представляют ли оба гонщика одну и ту же команду, а также насколько благоприятны погодные условия.
На основании этих данных ученые проанализировали вероятность столкновений и обнаружили, что если непосредственная соревновательная борьба возникает между двумя гонщиками с близким статусом, то вероятность того, что она закончится столкновением, примерно в 10 раз выше, чем во время борьбы фаворита с аутсайдером. При этом такая корреляция усиливается, если пилоты близки друг к другу по возрасту и заезд происходит при хорошей погоде. Также более выраженная зависимость наблюдается для спортсменов с более высоким статусом и ближе к концу сезона.
Таким образом, максимальная вероятность столкновения будет у более успешных пилотов одинакового возраста с одинаковым количеством очков, в хорошую погоду и в одной из последних гонок сезона. Авторы работы объясняют такую корреляцию, во-первых, возможностью непосредственной личной борьбы за статус — позицию в чемпионате, — которая значительно острее именно для близких по позиции спортсменов и набирает максимальные обороты ближе к концу чемпионата. Кроме того, исследователи проводят параллели с другими типами взаимодействий в различных социальных группах, которые также становятся значительно более выраженными при близком статусе взаимодействующих лиц.
Несмотря на то, что полученные результаты нужно с большой осторожностью переносить на другие виды спорта и даже на другие гоночные серии (из-за отличий в геометрии трасс, скорости и типе автомобилей), полученные исследователями результаты подтверждают, что большое количество спортивных соревнований, даже тех, где ранжирование происходит с использованием объективных критериев, имеет выраженную социальную основу. Особенно ярко это можно заметить именно на длительных серийных соревнованиях с непосредственной борьбой между участниками. Ученые отмечают, что результаты работы могут быть полезны и для исследования других типов социальный сетей.
Формула-1 — безусловно, один из самых технологичных видов спорта. Огромное количество инженеров круглый год работает над улучшением аэродинамических характеристик болидов, надежностью и мощностью двигателей, их электронными компонентами. Так, с сезона 2018 года пилоты начали использовать перчатки с датчиками сердцебиения и насыщения крови кислородом, которые смогут передавать показания на расстояние до 500 метров в реальном времени. При этом многие технологии, которые изначально разрабатывались для Формулы-1 потом могут оказаться полезными и в других областях. Например, появившуюся в Формуле-1 технологию активного демпфирования недавно стали применять для увеличения управляемости и скорости танков.
Александр Дубов
Упрощенные договоры они оценили выше и запомнили лучше
Исследователи из США предложили юристам почитать договоры двух типов: написанные на профессиональном юридическом жаргоне и на простом английском. Как и неспециалисты, юристы предпочли упрощенные документы стандартным: они сочли их более понятными для себя и других и решили, что клиент с большей вероятностью подпишет именно такой договор. Результаты опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences.