Кость пениса (бакулюм) у белых медведей из-за органических загрязнений становится хрупкой и может сломаться, затрудняя размножение, говорится в Environment International. Поэтому, вероятно, что животным грозит не только уменьшение, а потом и исчезновение ареала из-за таяния ледников, но и сокращение численности из-за органических загрязнений, попадающих в организм медведей с пищей и водой.
Полярные медведи (Ursus maritimus) размножаются один раз в год, весной. В это время самец может проходить в поисках самки до 100 километров, а когда находит ее, остается рядом несколько дней, в течение которых медведи часто спариваются. Чтобы поддержать твердость пениса во время полового акта, медведи, как и многие другие млекопитающие, «вырастили» в пенисе кость, бакулюм.
На формирование и нормальное развитие костей влияют разные составляющие, в том числе уровень гормонов, витаминов и микроэлементов в организме. В том числе, на здоровье костей влияет уровень стойких органических загрязнений (СОЗ), которые попадают в воду, а потом в организмы морских животных. Так называют токсичные вещества, многие из которых использовались в качестве пестицидов и инсектицидов. Сейчас производство многих из них запрещено Стокгольмской конвенцией, но некоторые СОЗ являются побочным продуктом разных производств, поэтому прекратить их производство затруднительно. Многие из них липофильны и скапливаются в жире морских тюленей, которыми в основном питаются белые медведи. Датские и канадские биологи под руководством Кристиана Зонн (Christian Sonne) из Орхусского университета решили проверить, как влияет уровень загрязнений в разных регионах Заполярья на плотность костей, в частности бакулюма. Как авторы показали в одной из своих предыдущих работ, при повышении уровня некоторых загрязнителей плотность костей у белых медведей уменьшается.
С помощью костной денситометрии исследователи проанализировали плотность костной ткани в 471 бакулюме белых медведей, обитавших в разных областях северной Канады и Гренландии. Возраст животных колебался от трех до девяти лет (в природе белые медведи могут прожить до 25 лет и даже дольше). Кости были собраны в 1996-2015 годах у инуитов. Несмотря на то, что в принципе охота на белых медведей в обеих странах запрещена, у коренных народов есть небольшая квота на промысел. Также авторы статьи определили содержание стойких органических загрязнений в образцах жира из тех регионов, где жили медведи.
Оказалось, что чем больше была концентрация СОЗ, особенно полихлорированных дифенилов, тем ниже была плотность костной ткани в бакулюме у медведей. В большинстве из них наблюдалась остеопения — состояние, при котором минеральная плотность и объем костной ткани ниже нормальных, и которое приводит к остеопорозу. Только в одном бакулюме была нормальная плотность костной ткани. «Это свидетельствует о том, что некоторые полярные медведи находятся под угрозой не только по причине изменения климата, но и из-за загрязнений», — говорит Кристиан Зонн. «Они влияют на репродуктивные органы животных, и даже, возможно, на их способность к размножению».
При этом авторы статьи признают, что не учитывали гормональный фон и возможную разницу в питании белых медведей, так как эти данные были недоступны для большинства животных. С другой стороны, их результаты подтверждаются и другими учеными, которые ранее нашли корреляцию между концентрацией СОЗ и плотностью губчатой костной ткани у серых тюленей и американских аллигаторов.
Ранее ученые выяснили, что загрязнение мирового океана почти достигло дна Марианской впадины. Исследователи изучили ракообразных, живущих на глубине 10 километров, и обнаружили у них в организме следы органических загрязнителей.
Достаточно добавить 15 процентов биоугля в бетонную смесь
Если добавить в смесь для бетона 15 процентов кофейного биоугля вместе с песком, то бетон будет на 29,6 процента прочнее. Чтобы получить подобный биоуголь, достаточно взять отработанную кофейную гущу, просушить ее и подвергнуть пиролизу при 350 градусах Цельсия. Это перспективный способ снизить количество органических отходов и добычу природного песка. Такие выводы содержит статья, опубликованная в журнале Journal of Cleaner Production. Ученые под руководством Раджива Ройчанда (Rajeev Roychand) из Мельбурнского королевского технологического университета проверили потенциал использования отработанной кофейной гущи в строительстве. Они собрали ее в нескольких кафе Мельбурна, затем просушили и часть подвергли пиролизу при температурах 350 и 500 градусов Цельсия. Полученные гущу и биоуголь они добавляли в смесь для бетона в качестве заменителя песка в количестве 0 (контроль), 5, 10, 15 и 20 процентов от массы материала. После приготовления образцов бетона в лаборатории их проверили на прочность на сжатие. Непиролизированная кофейная масса делала бетон хуже при добавлении в любых количествах, а вот кофейный биоуголь оказался перспективной заменой песка. Бетон, который содержал 15 процентов кофейного биоугля (пиролиз при 350 градусах Цельсия), оказался наиболее прочным на сжатие. Это открывает возможность снизить добычу природного песка, ведь в одной только Австралии каждый год образуется порядка 75 тысяч тонн кофейных отходов.