Черепа средневековых женщин указали на их миграцию по Европе

Часть женщин в средневековой Баварии мигрировала туда из юго-восточной Европы, сообщается в Proceedings of the National Academy of Sciences. Помимо генетических отличий от коренных жительниц, у приезжих были заметны признаки искусственной деформации черепов, которая в некоторых древних сообществах была признаком высокого социального статуса.

В V-VI веках во время Великого переселения народов образовались многочисленные германские племена. В том числе, в середине VI века историки впервые упоминают баваров. Возможно, что это племя образовалось столетием раньше из романизированных местных жителей и пришельцев с северного Дуная. При изучении захоронений древних жителей Баварии антропологи обнаруживали у некоторых из них удлиненный череп, характерный для искусственной деформации, которую люди практиковали еще в доисторические времена, а кое-где эта традиция сохранилась до сих пор. Обычно процедуре подвергались совсем маленькие дети, которым туго бинтовали голову или привязывали к ней дощечки. В некоторых сообществах нестандартная форма черепа служила признаком высокого социального статуса или принадлежности к определенной социальной группе. Подобная практика существовала у сарматов, населявших степи на территории современных Украины, России и Казахстана, а также у соседних аланов и гуннов, которые вторглись в Европу в V веке.

В Европе древнейшие останки людей с искусственно деформированным черепом (ИДЧ), датированные II веком нашей эры, нашли на территории современной Румынии. Вообще останки людей с ИДЧ чаще находили в Восточной, а не в Западной Европе. На территории современной Венгрии, где был центр государства гуннов, количество подобных захоронений достигало 80 процентов, и ИДЧ подвергались люди всех возрастов, как мужчины, так и женщины. А в Западной Европе останки с ИДЧ не превышали пяти процентов от общего числа и необычная форма черепа была только у взрослых женщин. В этой связи некоторые исследователи полагают, что это были иммигранты из Восточной Европы или Азии; другие считают, что западноевропейские женщины позаимствовали традиции с востока.

Чтобы в этом разобраться швейцарские, немецкие и британские исследователи под руководством Иоахима Бюргера (Joachim Burger) из Майнцского университета отсеквенировали ДНК, выделенную из останков 36 человек, живших в конце V-начале VI веков на территории современной Баварии. У 14 из них (все женщины) были удлиненные черепа. Для сравнения ученые исследовали останки мужчины, по-видимому, римского солдата, жившего в начале IV века; останки III-IV века, найденные в Крыму, и, возможно, принадлежавшие остготу; останки двух сарматов, найденные на Урале и датированные V-II веками до нашей эры, и кости человека, жившего в VI веке на Балканах, возможно, принадлежавшего к германскому племени гепидов.

Оказалось, что большинство женщин с ИДЧ генетически были похожи на современных жителей Болгарии и Румынии, а одна из них генетически была похожа на жителей Центральной Азии и на 20 процентов соответствовала ДНК жителей Восточной Азии. Вероятно, у большинства из них были темные волосы и карие глаза. В то же время древние жители Баварии с обычной формой черепа происходили из Северной или Центральной Европы. У большинства из них были, по всей видимости, серые или голубые глаза и светлые волосы. Авторы статьи отметили, что в геноме у древних баваров уже появились мутации, которые генетики связывают с повышенной предрасположенностью к воспалениям, болезни Крона, диабету I типа и множественному склерозу. Ранее исследователи полагали, что они появились недавно.

Анализ референтных геномов показал, что человек с удлиненным черепом, живший в Крыму генетически был похож на жителей современной Турции, а индивидуум с ИДЧ из Сербии оказался генетически похож жителей Центральной и Восточной Азии.

По мнению исследователей, полученные результаты подтверждают гипотезу о миграции древних европейцев, а не только их культуры. Предположительно, древние бавары поддерживали отношения либо с жителями юго-восточной Европы, жившими в среднем и нижнем течении Дуная, либо общались со степняками (аланами ли гуннами) и брали замуж местных женщин.

Традиция отправлять женщин замуж «за рубеж» возникла в Европе не в средние века, а гораздо раньше. Недавно археологи выяснили, что она существовала еще в медном веке, в III тысячелетии до нашей эры.

Биоритмы сна и долговременная память появились одновременно при развитии личинок дрозофил