Женщины из культуры шнуровой керамики выходили замуж «за рубеж»

Шведские ученые обнаружили, что женщины, жившие в Восточной и Центральной Европе в время медного века, часто покидали родные места и выходили замуж за мужчин из других регионов. Результаты исследования опубликованы в PLoS ONE.

Авторы статьи исследовали семь захоронений на территории Германии, которые были обнаружены в разные годы и относились ко времени культуры шнуровой керамики, существовавшей в Европе 5100 — 3900 лет назад. В том числе ученые исследовали два больших кладбища, где в разных могилах были погребены десятки людей. Исследованные захоронения относились к периоду 4900 — 4300 лет назад. Ученые отобрали для анализа коренные зубы из останков 60 мужчин, женщин и детей и определили в них соотношения изотопов углерода, кислорода, азота и стронция. Соотношения изотопов углерода и азота показывают, какой диеты придерживались древние люди. Соотношение изотопов стронция и кислорода позволяло узнать где родились люди, погребенные в исследуемых захоронениях.

Оказалось, что 42 процента останков, найденных на самом большом кладбище, где людей хоронили в течение почти 100 лет, были из других регионов Европы. На другом большом кладбище было похоронено 28 процентов «пришлых» людей. Также выяснилось, что женщины были более мобильны, в то время как большинство мужчин всю жизнь прожили в одной местности. Вывод о высокой мобильности женщин культуры шнуровой керамики подтверждается и генетическими исследованиями. Возможно, в исследуемых сообществах существовала экзогамия, запрет на браки между членами общины, поэтому женщины выходили замуж за уроженцев других регионов и переезжали в поселение мужа.

Питание женщин из других регионов отличалась от рациона местных уроженцев. «Неместные» женщины, останки которых были найдены на одном из кладбищ, ели больше растительной и молочной пищи, в то время как местные мужчины и женщины придерживались одинаковой диеты.

Культура шнуровой керамики

на обширных территориях от Волги и Днепра на востоке и до Нидерландов и Скандинавии на западе. Люди, относившиеся к этой археологической культуре делали керамические сосуды с орнаментом из полос, похожих на отпечатки веревок. В погребения помимо останков умерших древние люди клали каменный боевой топор, если это была могила мужчины, и керамические сосуды, если это была могила женщины.

Недавно было проведено

ДНК людей, живших Европе 3000 — 8000 лет назад. Авторы исследования пришли к выводу, что около 5000 лет назад в центральную Европу мигрировали племена из степей Дона и Поволжья, которые разговаривали на индоевропейском языке. По их мнению представители культуры шнуровой керамики,

и культуры

— это фактически одни и те же люди, которые мигрировали из восточноевропейских степей на территорию современной Германии и далее распространились по Европе.