Фальшивая информация и слухи распространяются в твиттере быстрее реальных новостей, сообщается в статье в журнале Science. К такому выводу ученые пришли, проанализировав записи 3 миллионов пользователей за все время существования социальной сети.
В последние годы исследователи все чаще обсуждают проблему распространения «липовых» новостей, так как они влияют не только на политику, но и на экономику стран. Так, ложное сообщение о взрыве в Белом доме и ранении президента США Барака Обамы привело к падению фондового рынка на 140 пунктов. Появление социальных сетей облегчило и ускорило обмен информацией между пользователями, однако как они влияют на распространение фальшивых историй, ученым почти неизвестно.
Чтобы выяснить это, группа социологов под руководством Соруша Восуги (Soroush Vosoughi) из Массачусетского технологического института проанализировала более 126 000 новостей на английском языке, опубликованных в твиттере с 2006 по 2017 год. В общей сложности, исследователи изучили более 4,5 миллионов записей, опубликованных 3 миллионами реальных пользователей. Ученые классифицировали новости как ложные, опираясь на информацию от шести независимых организаций, занимающихся проверкой данных.
Ожидаемо, самой популярной темой для слухов оказалась политика. Вслед за ней шли городские легенды, бизнеc, терроризм, наука, развлечения и природные катастрофы. Когда исследователи проанализировали динамику распространения новостей, оказалось, что ложные истории и слухи распространяются гораздо быстрее реальных. Кроме того, пользователи видят их чаще: в среднем, достоверную информацию видит не более 1000 человек, в то время как «липовые» новости получают охват от 1 до 100 тысяч читателей. При этом последние, как правило, оказывались более «свежими».
Также выяснилось, что люди сами способствуют распространению фальшивой информации, так как они заметно чаще ретвитят ее. Зато боты, вопреки популярному мнению, одинаково ускоряют распространение в твиттере и лживых, и правдивых историй. При этом фейковые новости чаще вызывают у пользователей страх, отвращение и удивление, в то время реальные истории — печаль, радость, предвкушение и доверие.
После случая с ложными новостями про Барака Обаму, исследователи разработали алгоритм для раннего обнаружения слухов в твиттере. Метод его работы основан на отлавливании первоначальной волны скептической реакции пользователей на противоречивую информацию.
Кристина Уласович
Маркетологи из Германии в ходе онлайн-опроса проанализировали, как меняется представление покупателей о вреде или пользе продукта, если на его упаковку нанести либо популярную в Европе маркировку пищевой ценности Nutri-Score, либо надпись о низком содержании сахара, или же и то, и другое сразу. Исследование, опубликованное в журнале PLoS One, показало, что использование маркировки не позволило испытуемым поддаться надписи на упаковке о низком содержании сахара, если исходно продукт воспринимали как «вредный».