Астрономы на основе данных с наземных и космических телескопов подтвердили природу самой далекой вспышки гиперновой, свет от взрыва которой шел до Земли 10,5 миллиардов лет. Предполагается, что при взрыве образовался быстровращающийся магнетар. Статья опубликована в The Astrophysical Journal.
Гиперновыми называют сверхъяркие сверхновые (SLSN), светимость которых в момент вспышки превышает светимость обычных сверхновых в десять и более раз. Первую гиперновую открыли в 1998 году и механизм их образования до сих пор не вполне ясен.
По одной из версий, гиперновые образуются при гравитационном коллапсе ядер очень массивных звезд (массой более 25 масс Солнца) с образованием черной дыры. По другой — процесс идет с образованием магнетара (нейтронной звезды с очень сильным магнитным полем). В числе других гипотез рассматривается вспышка в результате взаимодействия с околозвездным материалом, после слияния двойных систем из компактных объектов (например, нейтронных звезд или белых карликов) или сценарий с нестабильностью по отношению к образованию электронно-позитронных пар.
Гиперновые интересны еще и тем, что это прекрасные «зонды» для изучения ранней Вселенной благодаря высокой яркости и достаточно медленному угасанию. По ним, например, можно оценить скорость образования звезд на разных значениях красного смещения. Кроме того, наблюдения за вспышками далеких гиперновых могут дать дополнительные ограничения на физические процессы, которые управляют этими событиями, например, информацию о металличности звезды-прародителя и синтезе тяжелых элементов при взрыве.
Сверхновая DES16C2nm была обнаружена в рамках обзора Dark Energy Survey 22 августа 2016 года. Наблюдения показали, что свет от родительской галактики, где произошла вспышка, шел до Земли 10,5 миллиардов лет (z = 1,998). Фотометрические и спектроскопические исследования проводились в ультрафиолетовом, инфракрасном и оптическом диапазонах при помощи одного из Магеллановых телескопов, телескопов VLT, Keck II, Gemini-South и орбитального телескопа «Хаббл».
Анализ кривых блеска и полученных спектров показал, что вспышка относится к типу гиперновых SLSN-I, оболочки которых обеднены водородом. Скорость падения яркости таких вспышек слишком велика, чтобы ее можно было объяснить исключительно радиоактивным распадом новообразованных тяжелых элементов, например, никеля-56. Возможно, это связано с взаимодействием ударной волны с околозвездным веществом, или же с тем, что источником энергии является быстровращающийся магнетар. В случае DES16C2nm наилучшее совпадение с кривой блеска показала модель образования магнетара с начальным периодом вращения 1,33 миллисекунды и индукцией магнитного поля 0,07×1014 Гс. Масса выброшенного вещества при этом оценивается в 6,3 масс Солнца, а энергия вспышки — в 1051 эрг. В спектрах были обнаружены линии поглощения, указывающие на наличие железа, кремния, титана, углерода, магния и кальция.
Схожесть спектров DES16C2nm со спектрами других гиперновых, таких как iPTF13ajg (z = 0,740) или Gaia16apd (z = 0,102), подчеркивает, что такие вспышки происходят на разных расстояниях, при этом не обнаруживается различий в средней яркости или цвете гиперновых типа SLSN-I при больших или малых значениях красного смещения. Теоретически мы можем обнаруживать такие вспышки при значениях z >4, однако пока их достоверная идентификация затруднена из-за недостатка данных об особенностях спектров и кривых блеска.
Ранее мы рассказывали о том, почему взрывы сверхновых оказались основными поставщиками пыли в молодых галактиках, каким образом сверхновая раскрыла роль «центральных машин» в гамма-всплесках, и как «Хаббл» увидел световое эхо от взрыва сверхновой.
Александр Войтюк
Это может говорить о потенциальной обитаемости экзопланеты
Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» обнаружил доказательства того, что экзопланета K2-18b может быть гикеаном, обладающим водным океаном, а не суперземлей или мини-нептуном. Кроме того, в ее атмосфере нашлись следы биомаркера диметилсульфида, что делает экзопланету интересной целью для изучения с точки зрения потенциальной обитаемости. Статья принята к публикации в журнале The Astrophysical Journal Letters, кратко о работе сообщается на сайте обсерватории. Гикеаны описываются как субнептуны с умеренными температурами, обладающие глобальным водным океаном и обширной атмосферой, богатой водородом. Эти тела могут обладать радиусами 1-2,6 радиуса Земли и массой 1-10 масс Земли и пока что представлены лишь несколькими кандидатами — подтвержденных экзопланет такого типа еще неизвестно. Большой интерес для ученых гикеаны представляют из-за значительно более широкой обитаемой зоны по сравнению с планетами земной группы и удобства потенциальных поисков биомаркеров в атмосферах Группа астрономов во главе с Никку Мадхусудханом (Nikku Madhusudhan) из Кембриджского университета опубликовала результаты спектрометрических наблюдений за атмосферой экзопланеты K2-18b, проведенных при помощи инструментов NIRISS и NIRSpec телескопа «Джеймс Уэбб». Наблюдения велись в диапазоне длин волн 0,9–5,2 микрометра в 2023 году во время двух событий прохождения планеты по диску своей звезды. K2-18b обращается вокруг красного карлика, расположенного в 111 световых годах от Солнца в созвездии Льва, и открыта в 2017 году. Экзопланета попадает в обитаемую зону, обладает массой 8,63 массы Земли, радиусом 2,61 радиуса Земли и равновесной температурой 250–300 кельвинов. В 2019 году в ее атмосфере обнаружили водяной пар. Экзопланета считалась кандидатом в гикеан, скалистую суперземлю или мини-нептун. Исследователи обнаружили в атмосфере K2-18b, богатой водородом, метан и углекислый газ и не нашли аммиака, что согласуется с моделью глобального океана, скрытого под тонкой и холодной атмосферой. Кроме того, они не обнаружили водяной пар, угарный газ и синильную кислоту, хотя установленные верхние пределы их содержания тоже соответствуют предсказаниям модели. В атмосфере субнептуна также обнаружились потенциальные следы диметилсульфида, который рассматривается как биомаркер в виде продукта жизнедеятельности бактерий и фитопланктона. Это тоже говорит в пользу идеи о том, что K2-18b представляет собой гикеан, а не скалистую или богатую летучими веществами планету с обширной водородной атмосферой или скалистую планету с тонкой водородной атмосферой. Однако, что касается потенциальной обитаемости экзопланеты, то она под вопросом, так как факт обнаружения диметилсульфида, его точное содержание и происхождение (биогенное или абиогенное) должны помочь установить будущие наблюдения за K2-18b. Ранее мы рассказывали о том, как «Джеймс Уэбб» нашел толстые слои облаков в атмосфере близкого субнептуна.