Наблюдательность позволила жрецам Плутона остаться невредимыми у «ворот в ад»

Святилище Плутона в древнем городе Иераполе древние римляне называли воротами в ад. В нем из-за вулканических испарений скапливалось такое количество углекислого газа, что жертвенные животные и птицы погибали от удушья за несколько минут. При этом жрецы бога, приводившие их к «воротам», оставались невредимы. Немецкие и турецкие геологи выяснили, как им это удавалось, сообщается в Archaeological and Anthropological Science. Концентрация углекислого газа в святилище менялась в зависимости от времени суток и направления ветра, к тому же она различалась на разной высоте, и очевидно, что жрецы об этом знали.

Город Иераполь (Иераполис или Гиераполис) находился на юго-западе Турции, вблизи горячих источников. Сейчас это место называется Памуккале. Иераполь был основан фригийцами во II веке до нашей эры, но быстро перешел под власть римлян. При них город стал популярным в аристократических кругах курортом и пережил период своего расцвета. Он стал крупным торговым и культурным центром. Здесь были построены термы, гимнасий, несколько храмов.

Иераполь был построен на границе Анатолийской тектонической плиты, в сейсмоактивной зоне, поэтому здесь периодически случались землетрясения, частично разрушавшие город, который приходилось отстраивать заново. Кроме того, из разлома на поверхность земли попадали ядовитые испарения. Рядом с ним было построено святилище владыки подземного мира Плутона, который некоторые античные авторы называли воротами в ад. Под ним находился грот Плутона, где скапливались вулканические испарения. В нем была такая высокая концентрация углекислого газа (CO2),  что попадавшие в пещеру животные и птицы через несколько минут погибали от удушья. Древние называли испарения дыханием Цербера — трехголового пса, сторожившего ворота в преисподнюю. Частично они выходили наружу и образовывали у входа в грот «озеро» углекислого газа. Во время религиозных торжеств жрецы Плутона приводили жертвенных животных или приносили жертвенных птиц ко входу в грот и те быстро умирали от удушья. Люди же оставались невредимыми и этим подтверждали свою неуязвимость и близость к богам.

В новом исследовании геологи под руководством Харди Пфанца (Hardy Pfanz) из университета Дуйсбурга-Эссена выяснили, как это удавалось жрецам. Ученые измерили концентрации газов в гроте Плутона и на поверхности земли у выхода из него, а также проследили за динамикой испарений в зависимости от времени суток и погодных условий.

Оказалось, что концентрация углекислого газа в гроте колебалась от 86 до 91 процента. Часть испарений выходила из грота на поверхность, а так как углекислый газ в полтора раза тяжелее воздуха, он скапливался у земли и образовывал у входа в грот «озеро». Но концентрация CO2 в нем сильно колебалась в зависимости от времени суток и погодных условий. У земли ночью и по утрам она находилась в диапазоне 27-76 процентов. На высоте 40 сантиметров концентрация углекислого газа доходила до 36 процентов — достаточно чтобы человек или животное задохнулись через несколько минут. А в метре от земли она была не больше пяти процентов. При такой концентрации у людей через несколько минут начинается головокружение и сонливость, но если их быстро увести на свежий воздух, отравление проходит. Днем, в солнечную погоду или при сильном ветре, глубина «озера» уменьшалась или оно испарялось совсем.

Исследователи предполагают, что жрецы Плутона хорошо знали о свойствах «озера» углекислого газа, о том, что его концентрация меняется с высотой и в зависимости от погоды. Поэтому они проводили жертвоприношения на рассвете или в закатные часы в безветренную погоду. Во время церемоний жрецы заботились о том, чтобы держать голову над газовым «озером», и иногда становились на камни, чтобы быть выше. В то же время, если им нужно было показать свою неуязвимость, они проводили церемонии днем. Тогда они могли на короткое время задержать дыхание и на короткое время забраться в грот.

И греки и римляне неоднократно строили храмы вблизи сейсмоактивных зон. Один из известных примеров — храм в Аполлона в Дельфах, где находился Дельфийский оракул. Храм был построен рядом с разломом, откуда испарялось большое количество метана или углекислого газа. Номинально главное действующее лицо — жрица (пифия), надышавшись испарениями и впав в транс, изрекала пророчества, которые толковали и объясняли жрецы.

В Китае нашли 45 древних жертв охотников за головами