Белые скаты превратили гидротермальные источники в инкубатор

Американские и эквадорские биологи обнаружили, что глубоководные белые скаты (Bathyraja spinosissima) используют в качестве инкубаторов для яиц гидротермальные источники, сообщается в Scientific Reports. Ученые обнаружили 148 яйцевых капсул в пределах 150 метрах от двух активных «черных курильщиков».

Гидротермальные источники (они же «черные курильщики») образуются на морском дне в местах повышенной вулканической активности. Это трещины, через которые выбрасывается насыщенная минералами горячая вода. Она проникает в океаническую кору, при этом растворяя различные минералы. В коре вода разогревается теплом мантии и через некоторое время перегретую воду под высоким давлением выбрасывают термальные источники. Свое название «черные курильщики» получили из-за высокого содержания сульфидов железа, меди и никеля, придающих воде черный цвет.

Активные гидротермальные источники есть рядом с Галапагосским архипелагом, состоящим из островов вулканического происхождения. Авторы статьи под руководством Пелайо Салинаса-де-Леона из Исследовательского центра Чарльза Дарвина на острове Санта-Крус исследовали источники в 45 километрах к северу от острова Кулпеппер. На глубине около 1670 метров дистанционно управляемый глубоководный аппарат, изучающий два активных «черных курильщика», обнаружил 148 яйцевых капсул, лежащих менее чем в 150 метрах от источников. Больше половины из них лежали в пределах 20 метров от трубы «курильщика». Средняя температура воды вблизи источников, измеренная на высоте 3,5 метра от поверхности источника, была 2,76 градусов Цельсия. 90 процентов капсул лежали там, где температура колебалась от 2,74 до 2,9 градусов Цельсия. При этом исследователи замечают, что вода, выброшенная из термальных источников, быстро остывает, поэтому рядом с ними температура воды могла быть значительно выше.

Аппарат забрал четыре капсулы для изучения. Судя по внешнему виду, яйцевые капсулы отложили белые скаты (Bathyraja spinosissima), обитающие в Тихом океане на глубине до 2900 метров. В отличие от большинства живородящих скатов, B.spinosissima откладывают яйца, заключенные в роговые четырехугольные капсулы с защитными выростами по краям. Кроме визуального осмотра, исследователи отсеквенировали фрагмент митохондриальной ДНК и выяснили, что он совпадает с референтной последовательностью белого ската из базы данных.

По словам авторов статьи, они были первыми, кто зафиксировал использование морскими животными «черных курильщиков» в качестве инкубаторов. Вероятно, так они ускоряют развитие эмбриона. У глубоководных скатов один из самых долгих периодов инкубации яиц среди всех животных. Так, у скатов Bathyraja parmifera, обитающих в Беринговом море при температуре 4,4 градуса Цельсия мальки вылупляются через 3,5 года. Если считать, что инкубация яйцевых капсул проходит при 2,76 градусах, то развитие эмбрионов будет продолжаться свыше четырех лет. Поэтому неудивительно, что скаты пытаются немного ускорить процесс. Кроме того, возможно, что дело не только в повышенной температуре — например, вблизи «курильщиков» может быть повышенная концентрация питательных веществ.

Недавно исследователи выяснили, что представители по крайней мере одного вида скатов способны жевать твердую пищу. До этого считалось, что жевать научились только млекопитающие, другие позвоночные или глотают твердую пищу целиком, или отрывают от нее куски.

В металлических котлах IV тысячелетия до нашей эры нашли остатки пищи