Астрономы посчитали, что максимальное сближение автомобиля Tesla Roadster, выведенного на гелиоцентрическую орбиту в прошлый вторник, и Марса произойдет в октябре 2020 года. Как сообщается в Popular Mechanics, машина пролетит на расстоянии 7 миллионов километров от Красной планеты.
6 февраля SpaceX впервые испытала новую сверхтяжелую ракету Falcon Heavy. Во время запуска компания посадила боковые ускорители первой ступени, а также попыталась посадить ее центральный сегмент, однако он разбился об воду на высокой скорости. Запуск стал примечателен не только тем, Falcon Heavy стала ракетой с самой большой массой полезной нагрузки среди всех используемых на сегодняшний день, но и тем, что она вывела на гелиоцентрическую орбиту автомобиль Tesla Roadster. На его водительском сиденье инженеры закрепили манекена по имени Starman. Как заявил Маск, манекен был одет в настоящий прототип скафандра, который компания планирует использовать в пилотируемом космическом корабле Crew Dragon.
Запуск Tesla Roadster на испытательном полете Falcon Heavy должен был продемонстрировать, что ракета может отправить полезную нагрузку до орбиты Марса. Орбита автомобиля действительно пересекает орбиту Марса и даже проходит вблизи орбиты Цереры. Ее перигелий составляет 0,98 астрономических единиц, а афелий 2,61 астрономической единицы. Тем не менее, эксперты посчитали, что максимальное сближение между машиной и Красной планетой произойдет 8 октября 2020 года. При этом сближение можно назвать достаточно условным, так как расстояние между объектами, согласно подсчетам Джонатана Макдауэлла (Jonathan McDowell) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики, составит 7 миллионов километров. Таким образом, Tesla Roadster не пересечет гравитационные «владения» Марса.
Максимальное сближение автомобиля и Земли случится в марте 2021 года, при этом расстояние между ними окажется еще большим — около 45 миллионов километров. Мимо нашей планеты манекен Starman также пролетит в 2026, 2031 и 2039 году, но действительно приблизится к ней лишь в 2073 году: тогда дистанция составит 1,6 расстояния до Луны. В будущем расчеты могут быть скорректированы, так как они не учитывают влияние некоторых факторов, например давление солнечного излучения.
В начале февраля Японское агентство аэрокосмических исследований испытало самую компактную в мире ракету-носитель SS-520. На борту ракеты находился микроспутник георазведки и связи TRICOM 1R массой около трех килограммов.
Кристина Уласович
Это заметил телескоп VLT
Астрономы при помощи телескопа VLT определили, что за отражательные свойства наблюдавшегося в 2018 году на Нептуне нового темного вихря и сопутствовавшего ему яркого пятна отвечали частицы дымки из одного и того же слоя аэрозолей. Это означает, что свойства антициклонов на планетах-гигантах сильно зависят от положения средней плоскости вихря в атмосфере планеты. Статья опубликована в журнале Nature Astronomy. Вихри планетарного масштаба представляют собой обычное явление в атмосферах планет-гигантов Солнечной системы. Самый известный пример — гигантский антициклон Большое Красное Пятно на Юпитере, которое наблюдается более трехсот лет. В 1989 году зонд «Вояджер-2» обнаружил на Нептуне еще один крупный ураган, которым стал антициклон Большое Темное Пятно, его размер около десяти тысяч километров. Однако этот вихрь наблюдался всего лишь около семи месяцев, в дальнейшем в атмосфере ледяного гиганта обнаруживались и другие недолговечные темные вихри, как в его северном, так и в южном полушарии. Группа астрономов во главе с Патриком Ирвином (Patrick Irwin) из Оксфордского университета опубликовала результаты анализа данных наблюдений в октябре-ноябре 2019 года, проведенных при помощи спектрографа MUSE, установленного на наземном комплексе телескопов VLT. Наблюдения за атмосферой Нептуна велись в оптическом и ближнем инфракрасном диапазоне. Их целью был обнаруженный в 2018 году темный вихрь NDS-2018 в северном полушарии планеты. Пятно имело такой же размер, как и Большое Темное Пятно, и постепенно сместилось к экватору Нептуна, прежде чем, по-видимому, исчезло в конце 2022 года. Ученые определили, что темная окраска вихря вызвана хромофором, находящимся в слое аэрозолей при давлении более 5–7 бар, содержащим сероводород (H2S). Он, в свою очередь, может подвергаться фотолизу ультрафиолетовым излучением Солнца, поднимаясь, или же фотолиз сероводорода идет в ледяных оболочках частиц дымки, переносимых вниз из стратосферы. В результате частицы в слое становятся менее отражающими излучение с длинами волн короче 700 нанометров. Кроме того, исследователи обнаружили, недолговечное яркое пятно DBS-2019, располагавшееся на юго-западном краю вихря NDS-2018, которое связывается с тем же слоем аэрозолей при давлении в 5 бар. По мнению ученых, эта структура принципиально отличается от ранее наблюдавшихся ярких метановых облаков-спутников Большого Темного Пятна, которые располагались значительно выше в атмосфере Нептуна, при давлении 0,6–0,2 бар. Ранее мы рассказывали о том, как трехслойная модель дымки объяснила разницу в цвете Урана и Нептуна.