В янтаре из Мьянмы нашли древнего хвостатого паука

Ученые нашли в куске янтаря из Мьянмы паука, жившего на Земле 100 миллионов лет назад. От сегодняшних сородичей он отличается длинным хвостом, который мог служить сенсором для сбора информации об окружающем мире, говорится в статье, опубликованной в Nature Ecology & Evolution.

На сегодняшний день известно 47 тысяч живущих и 1,3 тысячи вымерших видов пауков. Древние паукообразные, ископаемые отряда Uraraneida, встречались еще в девонский период, около 380 миллионов лет назад. Внешне они напоминали современных пауков, однако отличались от них длинным жгутиковым тельсоном (концевой членик брюшка). Кроме того, несмотря на то, что Uraraneida могли производить шелк, у них отсутствовали паутинные бородавки, которые используются при формировании нитей. Считалось, что представителей отряда Uraraneida и современных арахнид могло соединять некоторое переходное звено и теперь ученые под руководством британского палеонтолога Пола Селдена (Paul Selden) из Канзасского университета нашли подтверждение этой гипотезы.

Новый вид, названный Chimerarachne (в честь Химеры из древнегреческих мифов), на один шаг ближе к современным паукам. Он все еще обладает хвостом, но уже имеет прядильный аппарат. Размеры тельца животного совсем невелики — около 2,5 миллиметров, в то время как длина жгутика составляет 3 миллиметра. Как и пауки, Chimerarachne имеют хелицеры с когтями, четыре пары ног, педипальпы и паутинные бородавки на брюшке.

Четыре представителя нового вида были обнаружены в осколках янтаря из Мьянмы, принадлежащих к среднему мелу. По оценкам ученых, возраст паукообразных составляет около 100 миллионов лет. Из-за того, что образцы были найдены в янтаре, биологи предполагают, что животные могли жить на стволах деревьев или рядом с ними. Кроме того, они не исключают, что родственники Chimerarachne до сих пор могут встречаться в Мьянме.

«Мы не знаем, плел ли он паутину. Паутинные бородавки используются для производства шелка во многих ситуациях — для обертывания яиц, при создании нор и гамаков для сна, а также для того, чтобы просто оставить след. Если пауки живут в норах, они оставляют след, чтобы потом вернуться по нему назад. Все это [органы] развилось еще до того, как пауки начали жить над землей и плести ловушки для летающих насекомых. Я предполагаю, что тогда они не плели паутины в зарослях. Однако, как и все пауки, это были плотоядные животные, и я думаю, что они ели насекомых», — комментирует Селден.

Далекие родственники пауков встречались и в более ранние периоды истории Земли. Например, Habelia optata, вид членистоногих хищников, обитал на территории современной Канады около 508 миллионов лет назад. Это было маленькое, (около трех сантиметров в длину), но свирепое животное.

Новые древние: отмененный улугбекзавр, ныряющий натовенатор, малыш патагопельта