Останки из массового захоронения в центральной Англии «омолодили» и признали викингами

Британские археологи показали, что останки 264 человек, найденные в центральной Англии, вероятно, принадлежат викингам из Великой языческой армии, завоевавшей страну во второй половине IX века. В журнале Antiquity рассказывается, что исследователям удалось корректно датировать кости. Раньше считалось, что останки принадлежали людям, жившим в VII-VIII веках.

В 865 году на остров вторглась армия датских викингов, которая насчитывала, по разным оценкам, от одной до нескольких тысяч человек. Войска высадились на востоке и в следующем году захватили Йорк. До этого времени скандинавские воины уже появлялись на острове, но ограничивались грабительскими набегами на прибрежные города и монастыри. К 873 году они захватили три из четырех англосаксонских королевств, находившихся на территории Англии. После нескольких безуспешных попыток завоевать и четвертое королевство, викинги к концу IX века обосновались в северной и центральной частях страны.

В 1980-1986 годах при раскопках в Рептоне, в центральной Англии, археологи нашли захоронение с останками двух мужчин, а в нем типичный для скандинавских воинов меч и серебряный кулон в форме молота Тора. Рядом было массовое захоронение как минимум 264 человек, в основном мужчин 18-45 лет. В могиле были найдены боевой топор, два ножа и несколько серебряных монет, которые были датированы 872-874 годам. Согласно хроникам, воины Великой языческой армии в 873-874 годах останавливались здесь на зимовку, поэтому ученые предположили, что нашли останки викингов. Но радиоуглеродный анализ показали, что часть останков была датирована IX веком, а часть —VII-VIII веками.

Археологи предлагали два объяснения таким результатам. Во-первых, в могиле могли оказаться останки со старого церковного кладбища, находившегося рядом. Во-вторых, возможно, что исследователи, проводившие радиоуглеродное датирование, не учли морской резервуарный эффект. Он возникает из-за замедленного цикла углеродного обмена, когда в верхние слои воды, а затем и в морские организмы, живущие недалеко от поверхности, из осадочных пород попадают соединения «древнего» углерода, с более низким уровнем изотопа 14C, чем в атмосфере. В результате возраст людей, которые ели много рыбы и морепродуктов, при радиоуглеродном датировании ошибочно определяется, как более древний, чем он был на самом деле.

В новом исследовании ученые под руководством Кэтрин Джарман (Catrine Jarman) из Бристольского университета проанализировали останки 19 человек, похороненных в в Рептоне: в отдельной могиле и с соседнего монастырского кладбища. Чтобы определить рацион умерших, исследователи определили у них в костях соотношение стабильных изотопов углерода 13C/12C. Среди прочего оно позволяет выяснить, ели ли умершие много рыбы и морепродуктов и сделать поправку на резервуарный эффект. В результате авторы статьи предложили новую датировку почти для всех исследованных останков — вторая половина IX века — которая соответствует археологическим доказательствам.

«Результаты» набегов викингов до сих пор находят в скандинавских странах. Так, недавно в Норвегии обнаружили кельтское украшение для конской сбруи, сделанное в VIII или IX веке, которое переделали в женскую брошь. По-видимому, оно попало в Скандинавию в результате грабежа какого-то поселения или монастыря на Британских островах.

Восьмилетний мальчик из Бремена нашел в песочнице древнеримский денарий