Управление программы разработки истребителей семейства F-35 Lightning II решило существенно ускорить создание и установку на боевые самолеты этого типа новой системы автоматического уклонения от столкновения с землей (Auto-GCAS). Как сообщает Defence Talk, поводом для этого стала высокая эффективность системы, устанавливаемой в настоящее время на истребители F-16 Fighting Falcon. С 2014 года, когда система была разработана и установлена на первые F-16, Auto-GCAS спасла жизни семи пилотов на шести истребителях.
Случаи потери сознания летчиками в боевой авиации встречаются не очень редко, и порой они заканчиваются гибелью летчиков. Как правило, потеря сознания происходит при обмороке при перегрузках. Такое состояние вызывается временным нарушением нормального кровотока и снабжения мозга кислородом при резком маневрировании с большими перегрузками. Кроме того, при маневрировании летчик может потерять ориентацию и не суметь правильно определить пространственное положение самолета по приборам.
По данным ВВС США, ежегодно фиксируется в среднем два-три случая вертиго, потери сознания или ориентации. В большинстве случаев такие эпизоды заканчиваются благополучно — летчик успевает прийти в себя и выровнять машину. Для того, чтобы снизить вероятность гибели летчика из-за потери сознания, была разработана система Auto-GCAS. Во время полета она постоянно отслеживает высоту и направление полета боевого самолета, а также обрабатывает данные с его систем управления.
Если система определяет, что траектория полета истребителя пересекается с поверхностью земли, летчик не реагирует на оповещения о возможном столкновении и не предпринимает никаких действий для изменения траектории полета, она автоматически перехватывает управление. Для уклонения от столкновения с землей Auto-GCAS уводит самолет вверх и немного вправо с максимальной перегрузкой до 5g. После того, как самолет уйдет на безопасную высоту система выровняет полет и отключится.
Изначально разработку системы Auto-GCAS для истребителей F-35 планировалось завершить к 2024 году. Столь долгий срок на разработку системы объясняется тем, что военные посчитали ее роль в полетах боевой авиации второстепенной по сравнению с доводкой универсальных систем связи (для обмена информацией с устаревшими и новыми самолетами) и программного обеспечения истребителя. Теперь же руководство программы F-35 решило максимально ускорить разработку Auto-GCAS для F-35. Новые сроки начала установки системы на боевые самолеты пока не раскрываются.
В настоящее время для ВВС США ведется разработка усовершенствованной автоматической системы активной безопасности для истребителей — ICAS (Integrated Collision Avoidance System, интегрированная система уклонения от столкновений). Помимо выполнения функции Auto-GCAS новая система будет следить и за воздушной обстановкой. В случае, если она определит, что истребитель может столкнуться с другим самолетом, она автоматически уведет его с пересекающейся траектории. Испытания системы уже начались.
Василий Сычёв
Французская компания Nexter получила контракт Главного управления вооружений на разработку нового поколения самоходной гаубицы Cаesar. Она будет называться Cаesar 6X6 Mk II и получит бронированную кабину с улучшенной баллистической и противоминной защитой, дизельный двигатель мощностью 460 лошадиных сил, новую автоматическую коробку передач и шасси.