Исследователи отредактировали клетки сердечной мышцы с мутациями, приводящими к развитию миодистрофии Дюшенна. При помощи системы CRISPR-Cas9 мутантные участки гена «выбросили» из мРНК, а из клеток с «исправленной» ДНК вырастили бьющуюся сердечную мышцу. Исследование опубликовано в журнале Science Advances.
Ген DMD является самым большим в геноме человека и кодирует белок дистрофин — структурный белок, обеспечивающий связь мышечных волокон с окружающим матриксом. Нарушение синтеза дистрофина из-за стоп-мутаций в гене приводит к развитию прогрессирующей с возрастом мышечной дистрофии — заболевания, известного как миодистрофия Дюшенна. Помимо того, что больные со временем утрачивают способность ходить, у них также развивается кардиомиопатия — деградация сердечной мышцы, которая в итоге приводит к смерти человека в возрасте 20-30 лет.
Ген дистрофина имеет сложную структуру и содержит множество некодирующих участков, которые разделяют «значимые» области гена — экзоны. В процессе сплайсинга мРНК некодирующие участки вырезаются, а экзоны «склеиваются» друг с другом. Ген и его продукт очень большие (ген содержит 79 экзонов), и исследователи обнаружили, что удаление одного или нескольких экзонов приводит к образованию укороченного, но все еще функционального белка. Таким образом, экзон, в который попала стоп-мутация, можно выбросить, и это частично восстановит работу мышц. Такой подход к терапии миодистрофии, который называется «пропуск экзонов» (exon skipping), один из самых перспективных на сегодняшний день и проходит клинические испытания на пациентах, а один из препаратов был одобрен FDA.
Исследователи из Юго-Западного медицинского центра Университета Техаса (США) использовали для реализации «пропуска экзонов» систему CRISPR-Cas9. Удобство применения этой системы в данном случае определяется тем, что последовательности, указывающие белкам сплайсинга, где надо разрезать мРНК, содержат в себе PAM-мотивы для Cas9, определяющие мишени нуклеазы. Разрез в этой последовательности для конкретного экзона и последующая репарация по механизму негомологичного соединения концов, по которому по умолчанию «залечиваются» двухцепочечные разрывы в ДНК, приведет к тому, что экзон не будет узнаваться белками сплайсинга и не будет включаться в зрелую мРНК.
Известно около трех тысяч мутаций в гене DMD, определяющих развитие миодистрофии Дюшенна, которые группируются в «горячих точках» мутагенеза, сосредоточенных преимущественно в 12 экзонах. Ученые подобрали направляющие РНК для внесения разрезов при помощи Cas9 во всех 12 экзонах, и, таким образом, создали универсальный набор для «пропуска экзонов», подходящий для большинства пациентов. CRISPR уже использовали для редактирования гена дистрофина, но мишенью в предварительных испытаниях был только один экзон.
Так как у модельных мышей с миодистрофией кардиомиопатия не развивается, технологию проверили на человеческих кардиомиоцитах (клетках сердечной мышцы), которые были получены из стволовых клеток с различными нарушенными функциями дистрофина. Оказалось, что «пропуск экзонов» при помощи CRISPR-Cas эффективно восстанавливает экспрессию дистрофина в культуре клеток.
Чтобы проверить функциональность такой ткани, исследователи вырастили в чашке искусственную сердечную мышцу, смешав кардиомиоциты с клетками соединительной ткани. По сравнению с мышцей, выращенной из исходных мутантных клеток, «отредактированная» мышца нормально сокращалась. Ученые выяснили, что для поддержки сократительной функции достаточно, чтобы в составе мышцы было 30-50 процентов отредактированных клеток.
Свою технологию авторы работы назвали миоредактированием. Теоретически, она пригодна для доставки системы редактирования в сердечную мышцу пациентов при помощи вирусов (стандартное средство доставки в генотерапии), однако авторы рассматривают ее скорее как технологию для редактирования клеток пациента ex vivo с последующей имплантацией в сердечную мышцу. Технология редактирования клеток при помощи CRISPR-Cas9 вне тела пациента уже одобрена в Китае и США для лечения рака.
Освежить знания о принципах работы CRISPR-Cas9 можно в нашем материале.
Это показали на выборке в 400 тысяч женщин
Американские ученые на выборке из 400 тысяч женщин выяснили, что длительное воздействие тепла летом связано с увеличением числа случаев осложнений беременности в среднем на треть. Как сообщается в JAMA Network Open, наиболее выражена эта связь для матерей с низким уровнем образования. Несмотря на улучшение дородового ухода (например, улучшенный скрининг и лечение заболеваний во время беременности), распространенность осложнений беременности продолжает расти. И хотя известно большое число факторов риска, которые могут привести к таким осложнениям, погодные условия и климатическое воздействие остается плохо изученным фактором, который может повлиять на исход беременности. При этом известно, что эпизоды экстремальной жары стали наблюдаться все чаще за последние несколько десятилетий, и ученые уже находили связь между ними и неблагоприятными исходами беременности. Однако мало кто изучал осложнения беременности от жары в зависимости от периода ее воздействия. Цзюнь У (Jun Wu) с коллегами из Калифорнийского университета изучили, как воздействие жары влияло на риск осложнений беременности с 2007 по 2018 год в Южной Калифорнии. В общей сложности они включили в анализ 403602 женщины со средним возрастом 30,3 года, у которых произошло 11228 осложнений беременности. В среднем у женщин, у которых беременность приходилась на более жарки дни, риск развития осложнения беременности вырастал на 27 процентов (р < 0,001), причем чаще это были осложнения связанные с поражением сердечно-сосудистой системы. Самый высокий риск сердечно-сосудистых осложнений наблюдался при воздействии жары в течение третьего триместра (р < 0,001). Примечательно, что ученые обнаружили более сильные ассоциации между воздействием тепла и осложнениями беременности у матерей с низким уровнем образования, или у которых беременность началась в холодное время года. По словам ученых, матери, которые жили в окружении большего количества деревьев, как правило, имели более низкие риски осложнений, а значит зеленые насаждения — могут стать эффективной стратегией смягчения последствий жары. Результаты этого исследования позволят снизить риск осложнений беременности, которые отражаются на здоровье ребенка. Недавно мы рассказывали, что гестационный диабет и преэклампсия уменьшают эпигенетический возраст новорожденных.