Наступление среднего палеолита в Индии отодвинули на 250 тысяч лет

Индийские археологи обнаружили на юге Индии каменные орудия эпохи среднего палеолита, предположительно, изготовленные 385-172 тысячи лет назад. В Nature сообщается, что это древнейшие среднепалеолитические орудия, найденные на полуострове. Ранее считалось, что населявшие Индию гоминины освоили продвинутые технологии для изготовления каменных орудий не раньше 140 тысяч лет назад.

Около 1,76 миллиона лет назад в Африке возникла ашельская культура, сменившая древнейшую олдувайскую. Древние люди научились делать каменные орудия, в том числе одно- и двусторонние рубила из крупной гальки. Их изготавливали, оббивая камень с одного или двух краев каменным же молотком. В качестве орудий использовались и каменные отщепы. Считается, что ашельская культура была первой, вышедшей за пределы Африки. Позднее, в эпоху среднего палеолита, древние люди, предшественники Homo sapiens, освоили более сложные технологии обработки камня. Возникла индустрия леваллуа, для которой характерны более искусные каменные орудия, чем для ашельской культуры. Орудия начали делать, отбивая маленькие кусочки камня от заранее подготовленной заготовки. В результате получались круглые или остроконечные отщепы, которые использовались как скребки или ножи.

До сих пор считалось, что на территории Индии технологии среднего палеолита появились в период 140-46 тысяч лет назад и, по-видимому, какое-то время сосуществовали с ашельскими технологиями. По одной из гипотез, технологии среднего палеолита принесли современные люди, которые дошли до полуострова в период 130-80 тысяч лет назад или позднее. Другие исследователи предполагают, что древние гоминины, предшественники людей современного типа, освоили продвинутые технологии самостоятельно, а Homo sapiens появились на территории Индии не ранее 70 тысяч лет назад.

На юге Индии археологи неоднократно находили стоянки эпохи раннего и среднего палеолита. Одно из таких мест находится рядом с деревней Аттирампаккам на юго-востоке Индии. Исследователи ведут здесь раскопки с 1999 года и за это время неоднократно находили ашельские орудия.

В новой статье археологи под руководством Кумара Акилеша (Kumar Akhilesh) из Шарма центра по изучению наследия рассказали о неожиданных находках. Помимо ашельских орудий они обнаружили в Аттирампаккаме артефакты из кварцита, изготовленные по более продвинутой леваллуазской технологии. В том числе, ученые нашли небольшие отщепы, скребки, ножи. Они были найдены в нескольких археологических слоях и по мере изучения орудий разного времени исследователи проследили, как совершенствовались технологии. Например, с течением времени древние люди научились делать все более мелкие отщепы и изготавливать более острые одно- и двусторонние ножи. С помощью термолюминесцентного метода археологи датировали леваллуазские орудия из разных слоев периодом 385-172 тысячи лет. То есть технологии среднего палеолита появились на территории полуострова намного раньше, чем предполагалось до этого.

Авторы исследования осторожно замечают, что не могут делать никаких выводов относительно авторства продвинутых орудий. Рядом с артефактами не были найдены человеческие останки. Единственные окаменелости, близкие по времени к описанному периоду и найденные в Индии, принадлежат архаичному нармадскому человеку. Единственное, о чем можно сказать с уверенностью, что технологии среднего палеолита появились на территории полуострова намного раньше, чем считалось до этого.

Буквально на прошлой неделе исследователи опубликовали результаты исследования древнейших останков Homo sapiens, найденных за пределами Африки и датированных периодом 194-177 тысяч лет. Эта находка позволила отодвинуть выход людей современного типа из Африки на 50 тысяч лет в прошлое.

Палеогенетики построили генеалогическое древо южных уральцев из кургана бронзового века