Социологи обнаружили, что чем выше уровень образования мужчины, тем больше вероятность, что его жена будет использовать контрацептивы, проходить осмотр врача перед беременностью, а также пользоваться услугами акушеров. К таким выводам ученые пришли в результате опроса, проведенного в 32 странах Черной Африки и 5 странах Азии, сообщается в статье в журнале Social Science & Medicine.
Исследования, в которых изучалось влияние образования на репродуктивное здоровье женщин, стали популярны в начале 90-х годов. Однако, как правило, они фокусировались лишь на женском образовании, так как оно считается одним из основных социально-экономических факторов, лежащих в основе благополучия детей и женщин в развивающихся странах. Теперь ученые решили выяснить, есть ли связь между количеством лет, затраченных на обучение мужчинами, и здоровьем и поведением их супруг.
Группа социологов под руководством Виссехо Адживану (Vissého Adjiwanou) из Кейптаунского университета изучила результаты международного Демографического и медицинского опроса (DHS) в котором участвовали жители Бангладеша, Камбоджи, Индии, Индонезии, Непала и стран Черной Африки. Исследователи смотрели, используют ли замужние женщины контрацептивы, как часто они проходят дородовые осмотры и прибегают ли они к помощи специалистов при рождении ребенка. Главной независимой переменной был уровень образования их партнера, а конкретнее уровень школьного образования (отсутствует, начальное, основное, среднее) и число лет обучения.
Выяснилось, что, в среднем, только одна женщина из четырех использует современные средства контрацепции (таблетки, внутриматочные спирали, презервативы, диафрагмы и другие). Результаты варьировались от трех процентов женщин в Гвинее до 61 процентов в Зимбабве. Получившие основное образование женщины чаще предохранялись (на 83 процента), посещали консультации (на 61 процент) и пользовались помощью специалистов во время родов в 2,3 раза чаще по сравнению с теми, кто не учился.
При этом важную роль играл уровень образования их партнеров. В среднем, женщины, чьи супруги имели уровень образования выше основного, на 32 процента чаще пользовались контрацепцией, на 43 процента чаще проходили дородовые осмотры (хотя бы 4) и на 55 процентов чаще прибегали к помощи акушеров при родах, по сравнению с женщинами, чьи мужья не получили никакого образования. Однако наблюдались и региональные отличия — в Центральной и Восточной Африке, а также в странах Азии среднее образование мужчины не повлияло на использование контрацептивов.
«Исследование показывает важность образования у мужчин, которое влияет на поведение женщин в области здоровья в развивающихся странах, и дает толчок к обучению мужчин и женщин — в прошлом политическом дискурсе это игнорировалось», — комментирует Адживану. Интересно, что даже один дополнительный год обучения у мужчин играл важную роль — он все равно повышал вероятность посещения женской консультации, использования контрацепции и рождения ребенка в роддоме у их жен.
Уровень образования также может повлиять и на здоровье мужчин. Большинство американцев мужского пола с высшим образованием на треть реже страдают от ожирения, чем те, кто закончил только школу. Интересно, что у афроамериканских мужчин распространение ожирения от уровня образования практически не зависит.
Кристина Уласович
Больше девяти часов ушло на сон
Канадские ученые проанализировали глобальные данные о распорядке дня людей и выяснили, что в среднем люди тратят 9,4 часа ежедневно на деятельность, связанную с самим человеком (забота о здоровье, образование, получение опыта), 3,4 часа — связанную с воздействием на внешнюю среду, а 2,1 часа посвящены организации социальных процессов. На сон при этом уходит в среднем чуть больше девяти часов. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Несмотря на то, что повседневная деятельность человека изучается многими науками, различия в их задачах и методологии не позволяют оценивать ее комплексно и глобально. Например, экономика может сосредотачиваться на ежедневной трудовой деятельности человека, не беря в расчет его досуг, а социологи и антропологи порой игнорируют влияние формальной экономики на деятельность человека. Известно, что на распорядок повседневной деятельности человека влияют многочисленные факторы: от экономической ситуации в стране до климата, в котором он проживает. Однако у всех людей есть единый ограниченный ресурс — время. У всех людей 24 часа в сутках, и по мнению ученых их распределение на разные виды деятельности глобально может менять многие процессы, включая экономические и климатические. Однако для этого сначала нужно понять, на какую деятельность распределяется время в сутках у людей по всему миру сегодня. Для этого Уильям Фейзел (William Fajzel) из Университета Макгилла объединили данные о ежедневной деятельности людей от национальных статистических агентств, международных организаций и исследований из более чем 140 стран за период с 2000 по 2019 год. Все виды деятельности ученые разделили согласно системе MOOGAL на восемь категорий, которые подразделяются на 24 подкатегории. Восемь категорий объединены в три большие группы деятельности: внешняя деятельность, организационная деятельность и деятельность, направленная на самого человека. В первой группе значились категории «обеспечение продовольствием» (обеспечение людей продовольствием, включая сельское хозяйство и рыболовство, переработку пищевых продуктов, приготовление пищи и ее сервировку), «обеспечение непродовольственными предметами» (обеспечение техносферы сырьем и энергией, включая добычу полезных ископаемых, пиломатериалы, ископаемое топливо и возобновляемые источники энергии), «модификация техносферы» (строительство и техническое обслуживание зданий, инфраструктуры и движимых артефактов), и «поддержание окружающей среды» (очистка поверхностей и обустройство помещений, в которых живут люди, уход за сопутствующими растениями и животными, утилизация отходов). Во второй группе была всего одна категория «организация», которая включала в себя действия, напрямую не связанные со всеми другими категориями, но определяющие распределение времени и прав людей, посредством торговли, финансов, недвижимости, юриспруденции и управления. В третью группу включены «забота о здоровье» (забота о чистоте, внешнем виде и здоровье человеческого организма, включая медицинское обслуживание и уход за детьми), «намеренная нейронная перестройка» (формальное или неформальное образование, научные исследования в академическом и частном секторах, а также религиозная деятельность) и «получение опыта» (участие в мероприятиях, обеспечивающих желаемый опыт, в том числе посредством использования средств массовой информации, интерактивных хобби и спорта, общения и приема пищи). Итоговая глобальная оценка распорядка дня человека представлена как количество часов в день, потраченных на каждое занятие, усредненное по всем людям. Сон занимает в среднем 9,1 ± 0,4 часа ежедневно. Эта оценка продолжительности сна значительно превышает среднемировой показатель в 7,5 часов сна в сутки, поскольку в этом исследовании в выборку включены дети, и оценивалось время, проведенное в постели без сна. Из 15 часов бодрствования 9,4 часа занимает деятельность, направленная на самого человека: заботу о внешнем виде, чистоте и здоровье, преднамеренную перестройку нервных путей человека и получение желаемого опыта. Наиболее затратными подкатегориями оказались пассивная, интерактивная и социальная активность, которая включает в себя чтение, просмотр экранов, игры, прогулки, общение и сидение без дела, и занимает в среднем 4,6 ± 0,3 часа, или около 31 процента от среднего времени бодрствования. Группа внешней деятельности оказалась на втором месте по занимаемому времени бодрствования — 3,4 часа. Это действия, направленные на извлечение материалов и энергии из природной среды, производство продуктов питания, создание и обслуживание подвижных объектов и недвижимых сооружений, а также поддержание чистоты и опрятности в помещениях, где обитают люди. Деятельность третьей группы («организации») занимает 2.1 часа. Такие результаты получены с поправкой на культуру и экономические системы, а также на политическую систему, финансы, полицию и торговлю. Однако значимо на соотношение долей групп деятельности влиял валовой внутренний продукт на душу населения. В глобальном распорядке дня трудовая занятость занимает около 2,6 часа (158 мин), что составляет примерно одну шестую часть часов бодрствования в течение средней продолжительности жизни. Это эквивалентно 41-часовой рабочей неделе относительно мировой рабочей силы. Анализ показывает, что деятельность, посредством которой люди непосредственно изменяют состояние планеты, составляет относительно небольшую часть глобального дня человека. Например, извлечение всего сырья, такого как древесина, минералы и горные породы, занимает всего 4 ± 1 минуту, в то время как обеспечение энергией, включая извлечение и переработку всех видов ископаемого топлива, занимает 2 ± 1 минуту. Между тем количество времени, затрачиваемого на утилизацию отходов за пределами жилищ и их непосредственного окружения очень мало — всего около одной минуты. Для сравнения уборка и приведение в порядок жилищ занимает примерно 40 минут. Результаты этого анализа в дальнейшем можно использовать как основу для междисциплинарных исследований в экономике, социологии и других науках. Кроме того, важным шагом будет соединение этих знаний со знаниями о циркадных суточных ритмах организма. Хотя бы с информацией о том, что основной обмен зависит от времени суток.