Ветер на горячем юпитере подул в «неправильную» сторону

Астрономы выяснили, что на горячем юпитере CoRoT-2b ветер дует в «неправильную» сторону, из-за чего самая раскаленная точка планеты находится не там, где предсказывают теории, сообщается в статье в Nature.

В отличие Юпитера, который находится на расстоянии 5 астрономических единиц от Солнца (то есть в пять раз дальше Земли), горячий юпитер — это тип планет, которые находятся на расстоянии порядка 0,05 астрономических единиц от звезды. Один оборот вокруг главного светила такая планета совершает менее чем за три дня. Из-за близости к материнской звезде, эти газовые гиганты оказываются приливно захвачены и всегда повернуты к ней одним боком, в результате дневная сторона планеты оказывается заметно горячее ночной.

Теоретически самая раскаленная точка горячего юпитера должна быть ближе всего к светилу, но в реальности эта зона обычно оказывается смещена к востоку: наблюдаемую особенность астрономы объясняют движением экваториальных ветров. Современные модели говорят о том, что они ветры должны дуть в восточном направлении, заставляя смещаться самую горячую точку газового гиганта также к востоку. Однако в случае с планетой CoRoT-2b все оказалось иначе. Изучая небесное тело с помощью космического телескопа «Спитцер» команда исследователей из Университета Макгилл заметила, что самая теплая точка планеты смещена на запад.

Экзопланета CoRoT-2b была обнаружена около 10 лет назад. Она расположена в 930 световых годах от Земли в созвездии Змеи. Радиус небесного тела приблизительно в 1,43 раза превышает радиус Юпитера, а масса — в 3,3 раза. Как отмечают астрономы, система CoRoT-2 интересна сразу по нескольким причинам: во-первых, ее главное светило, желтый карлик, очень активно, во-вторых — у него есть гравитационно-связанный компаньон, звезда 2MASS J19270636+0122577, а в-третьих, экзопланета CoRoT-2b — очень раздута и обладает необычным спектром излучения.

Эффективная температура поверхности CoRoT-2b близка к температуре HD 209458b — типичного горячего юпитера из другой системы. Несмотря на это, у HD 209458b самая горячая область смещена на восток, а у CoRoT-2b — на запад на 23 ± 4 градуса. По мнению авторов работы, у аномалии может быть три объяснения. С одной стороны, экзопланета может вращаться вокруг своей оси медленнее, чем вокруг звезды — симуляции показывают, что в таком случае экваториальные ветра будут дуть наоборот на запад. С другой стороны, атмосфера CoRoT-2b может взаимодействовать с ее магнитным полем, что влияет на движение ветров. Кроме того, плотные облака, покрывающие восточную сторону планеты, могут заставлять ее выглядеть «темнее», чем она есть на самом деле (в инфракрасном диапазоне) — но такое объяснение не полностью соответствует текущим моделям атмосферной циркуляции на горячих юпитерах.

Чтобы построить наиболее точную модель CoRoT-2b, необходимо больше данных. Они помогут выявить особенности атмосферы горячего юпитера. В будущем астрономы планируют провести наблюдения на космическом телескопе «Джеймс Уэбб», запуск которого намечен на весну 2019 года.

Интересно, что облака на горячих юпитерах также могут скрывать воду в их атмосфере, причем это препятствие может оказаться типичным для такого класса экзопланет.

Изначально в заметке говорилось, что запуск телескопа «Джеймс Уэбб» запланирован на 2018 год, однако это устаревшие данные. В сентябре 2017 года NASA сообщило о переносе запуска на весну 2019 года. Редакция приносит читателям свои извинения.

Первый галактический источник быстрых радиовсплесков 13 дней побыл радиопульсаром