Американская компания AirSpaceX представила проект перспективного беспилотного электрического аэротакси MOBi ONE, которое проектируется по схеме «тилтвинг». Как пишет Aviation Week, разработчики утверждают, что перелеты с помощью такого аэротакси будут обходиться пассажирам не дороже поездок сервисом Uber X на то же расстояние.
«Тилтвинг» была одной из первых схем в авиации, по которой разрабатывались конвертопланы, винтокрылые аппараты, способные на вертикальные взлет и посадку по-вертолетному и быстрый горизонтальный полет по-самолетному. У современных конвертопланов для вертикального или горизонтального полета поворачиваются двигатели вместе с воздушными винтами (новые разработки предполагают поворот только винтов).
В случае со схемой «тилтвинг» мотогондолы вместе с двигателями установлены на крыле неподвижно. Изменение положения воздушных винтов происходит поворотом вдоль продольной оси самого крыла. Отсюда и название схемы: tilt — наклон, wing — крыло. По аналогии конвертоплан с отклоняемыми винтами называется «тилтротор».
Перспективное аэротакси MOBi ONE оснащено шестью электродвигателями, размещенными на крыле (по три на правой и левой консолях), а также двумя — на хвостовой балке. Последние два двигателя приводят в движение соосно расположенные контрвращающиеся воздушные винты, один из которых «смотрит» вверх, а другой — вниз.
На крыле два двигателя с тянущими воздушными винтами расположены ближе к его законцовкам, а четыре — на вертикальных оперениях, размещенных посередине левой и правой консоли крыла. MOBi ONE сможет выполнять полеты на скорости до 400 километров в час и на расстояние до 96 километров.
Для вертикальных взлета и посадки крыло аэротакси будет устанавливаться перпендикулярно фюзеляжу, а для горизонтального полета — параллельно. В AirSpaceX утверждают, что намерены запустить не меньше 2,5 тысячи новых аэротакси в 50 крупнейших городах США к 2026 году.
В середине января текущего года американская компания Bell Helicopter представила концепцию пассажирского салона перспективного аэротакси. Концепция получила название Urban Air Taxi. В компании заявили, что внутреннее пространство аэротакси должно быть по уровню комфорта и функциональности максимально ориентировано на пассажиров.
В кабине аэротакси Bell Helicopter будут размещены четыре кожаных кресла с боковой поддержкой и подголовниками. Левое кресло может быть использовано в качестве места пилота — в его правом подлокотнике установлен сайдстик для управления аэротакси. Перед передним рядом из двух кресел предполагается разместить полностью «стеклянную» информационную панель.
В подголовники переднего ряда кресел с обратной стороны будут вмонтированы сенсорные экраны, на которых пассажиры заднего ряда смогут посмотреть фильмы, информацию о полете и сайты в интернете. В аэротакси будет работать и Wi-Fi. В подлокотники всех кресел будут встроены беспроводные зарядные станции для смартфонов и другой переносной электроники, а также подстаканники.
За вторым рядом пассажирских кресел в кабине аэротакси предполагается разместить небольшой отсек для багажа. В целом в компании Bell Helicopter утверждают, что сенсорные экраны и подключение к сети позволят занятым пассажирам эффективнее проводить время в пути.
Василий Сычёв
Компания должна была сделать это еще три года назад, но только сейчас передала первый грузовик PepsiCo
Tesla наконец начала поставку грузовиков Semi заказчикам — компания передала первый электротягач PepsiCo, которая ожидала поставок уже три года. При этом Илон Маск не рассказал ни о цене грузовиков, ни о производственных планах, пишет Reuters. Сегодня многие компании разрабатывают собственные электрические грузовики. Городские грузовики есть у Mercedes-Benz и Volvo, свой концепт седельного электротягача представил и китайский автоконцерн Geely. При этом внутри прицепа планируется разместить душ, туалет, кухню, односпальную кровать и даже стиральную машину. Грузовой электромобиль Tesla Semi Илон Маск впервые представил еще в 2017 году. Tesla ставила цели по производству тягача на 2019 года, но только спустя три года PepsiCo, заказавшая 100 грузовиков, смогла получить первый из них. О передаче тягача Маск сообщил во время мероприятия на заводе Tesla в Неваде. Он отметил, что дальнемагистральный электрогрузовик сократит выбросы на шоссе, а по мощности и безопасности он превосходит существующие дизельные модели. Также для Semi будет использоваться технология зарядки Supercharger мощностью до одного мегаватта — она же будет доступна и для Cybertruck. Маск рассказал, что в Semi используют три электродвигателя. Для движения по шоссе достаточно всего одного, два других будут задействованы при ускорении и чтобы тронуться с места. При этом Tesla не сообщила ни о ценах на Semi, ни о вариантах грузовика или о прогнозах поставки заказчикам. Помимо PepsiCo электротягачи зарезервировали для себя сеть супермаркетов Walmart, логистический гигант UPS и пивоваренная компания-производитель Budweiser. В 2017 году Tesla планировала продавать грузовики с пробегом 300 миль за 150000 долларов, но с тех пор даже на их легковые автомобили цены выросли. По словам Маска, компания постарается произвести 50000 электрогрузовиков в 2024 году. Он также отметил, что Tesla использует Semi для тестовых испытаний между заводами в Неваде и Калифорнии. Ранее компания заявляла, что грузовик проехал на одной зарядке 804 километра, при этом вес тягача вместе с грузом был около 37 тонн. Однако вес самого грузовика Tesla так и не раскрыла. Разработка электроавтомобилей не ограничивается только легковыми или грузовыми моделями. В 2021 году китайская компания Xiangtan Electric Manufacturing представила полностью электрический карьерный самосвал. Его грузоподъемность составляет 120 тонн, а литий-железо-фосфатный аккумулятор позволяет работать без подзарядки до 8 часов.