Охотники-собиратели обошли земледельцев в знании запахов

Способность распознавать и называть запахи, по крайней мере отчасти обусловлена образом жизни людей, выяснили Асифа Маджид (Asifa Majid) из университета Нейменгена (Нидерланды) и Николь Крюспе (Nicole Kruspe) из Лундского университета. В статье, опубликованной в Current Biology они рассказывают, что представители племени охотников-собирателей, живущих в тропических лесах Малайзии, называют запахи и цвета с одинаковой легкостью, а люди из племени земледельцев по соседству могут назвать гораздо меньше запахов, чем цветов.

Долгое время антропологи

, что обоняние — наименее важное сенсорное чувство, которое во многом вытеснило зрение.

, сближение глазных орбит у приматов, которое ассоциируется с возникновением бинокулярного зрения, привело к уменьшению у них обонятельного аппарата.

меньшая по размеру обонятельная луковица, чем у их предков насекомоядных, и меньшая поверхность носовой полости покрыта обонятельным эпителием. Более того,

, что у людей около 60 процентов генов обонятельных рецепторов функционально неактивны. Эта асимметрия

и в лингвистической сфере. Многие запахи не имеют названий в том или ином языке, а для их описания люди используют названия источника запаха: например «пахнет, как шоколад».

Ранее исследователи под руководством Асифы Маджид показали (1, 2), что способность распознавать запахи, возможно, обусловлена не только генетикой. Они изучали племена охотников-собирателей джахай, живущих в Малайзии, на полуострове Малакка. Исследователи провели эксперименты с участием джахаев и просили их назвать запахи и цвета, а потом провели такой же эксперимент с участием жителей США, с выборкой того же пола и возраста. Оказалось, что охотники-собиратели смогли назвать бóльшее количество запахов, чем жители индустриальной страны, даже если речь шла о запахах, знакомых людям западной культуры. Однако чем обусловлено это различие, было неясно.

В новой работе ученые решили исследовать не далеких друг от друга малайзийцев и людей индустриальной культуры, а близкородственные племена. Они изучали племя охотников-собирателей семок бери и племя семелаи, которые занимаются подсечным земледелием. Оба племени живут в тропических лесах на полуострове Малакка недалеко друг от друга и говорят на близкородственных языках. Интересно, что различный образ жизни обусловил и различные верования представителей двух племен. Охотники-собиратели часто ходят в лес поодиночке и не видят в этом проблемы. Земледельцы предпочитают появляться там группами. Кочевые семок бери называют запахи, когда им это нужно, в то время как у оседлых семелаи произносить названия запахов в лесу запрещено. Люди семок бери верят, что у каждого человека есть свой характерный запах, и в связи с этим существует ряд запретов, на смешение запахов. Например, если брат с сестрой садятся слишком близко друг к другу, это расценивается, как инцест. У племени семелаи такого верования нет.

Исследователи провели эксперименты, в которых просили представителей семок бери и семелаи называть цвета и запахи. Представители обоих племен без труда называли цвета, но с одинаковой легкостью называть цвета и запахи смогли только охотники-собиратели. Земледельцы повели себя аналогично жителям США из предыдущего исследования. Они с трудом называли запахи и часто использовали названия источника запаха: «пахнет, как что-то».

Авторы работы заключают, что, вероятно, дело в культурных различиях. Охотники-собиратели живут в лесу, а земледельцы расчищают поляны для сельскохозяйственных культур, на краю которых и живут. То есть проводят границу между лесом и собственным поселением. Вероятно, это находит отражение и в культурных практиках. По мнению исследователей, в дальнейшем при исследовании обонятельных способностей людей стоит обращать внимание и на культурную составляющую.

Ранее лингвисты предположили, как в языках появляются слова, выражающие цветовосприятие. Оно происходит в соответствии с двумя параметрами: выделением объектов более «теплых» цветов на более «холодном» фоне и возникновением у носителей языка потребности различать одинаковые предметы по цвету.

Пингвиньи песни подчинились законам человеческого языка

Вокальная коммуникация африканских (или очковых) пингвинов подчиняется двум законам, характерным для человеческого языка. Это выяснили итальянские ученые, которые проанализировали 590 песен 28 взрослых самцов, проживающих в зоопарке. Как и носители естественных языков у людей, пингвины чаще используют короткие слоги в своих песнях, а более длинные песни состоят из мелких фрагментов. Статья опубликована в журнале Biology Letters.