Британские медики описали случай разрыва глотки у мужчины, который почувствовал позыв чихнуть, но попытался сдержаться, для чего зажал нос рукой. Случай описан в журнале BMJ Case Reports.
Человеку с простудой рекомендуют прикрывать нос и рот при чиханье, чтобы не рассеивать бактерии по помещению и не заражать других. Некоторые люди и вовсе зажимают нос и рот пальцами, но такая практика, как оказалось, может привести к повреждению глотки, которое врачи называют спонтанной перфорацией. Вандинг Янг (Wanding Yang) с коллегами описывают такой случай у одного из пациентов.
Мужчина 34 лет поступил в больницу с жалобами на острую боль при глотании и на изменения в голосе после сильного чиха. Он попытался сдержать позыв чихнуть, зажав ноздри пальцами, но когда чихнул, то почувствовал толчки в шее и затем обнаружил, что шея опухла. Однако состояние пациента было стабильным, врачи не обнаружили признаков поражения легких. При обследовании они выявили припухлость на шее мужчины, и характерные звуки при дыхании, которые опускались от шеи к груди.
Пациенту сделали рентгенограмму, на которой врачи увидели чрезмерное скопление воздуха в мягких тканях шеи перед трахеей. Компьютерная томография подтвердила наличие обширной эмфиземы в шее и в грудной клетке. Все остальное было в порядке, и врачи поставили диагноз: спонтанный разрыв пищевода. Мужчину госпитализировали из-за риска, что инфекция прогрессирует, или возникнут воспаления в грудной полости. Ему давали антибиотики для профилактики, а питался он через трубку, которая доставляла пищу через носоглотку в желудок.
В результате этого лечения симптомы постепенно уменьшились. Врачи регулярно делали томографию и уже через семь дней обнаружили заметное ослабление эмфиземы мягких тканей: скопления воздуха исчезали.Тогда пациента перевели на диету из мягкой пищи, и вскоре выписали, порекомендовав ему не закупоривать ноздри в будущем во время чиханья. Его наблюдали еще два месяца, но никаких осложнений и рецидивов не произошло.
Врачи отмечают, что такие повреждения (перфорация глотки) чаще возникают в результате травм, а случаи спонтанной перфорации встречаются редко. Для этого должно внезапно увеличиться давление на вокальные складки, как в случаях кашля или рвоты — или чиханья, когда оба пути, рос и нот, заблокированы. Спонтанный разрыв пищевода, который также называют синдромом Бурхаве, может представлять серьезную опасность и требовать агрессивного хирургического вмешательства, но в случае мужчины осложнений не было, и диагноз поставили довольно рано. Обнаружить синдром Бурхаве на ранних стадиях бывает сложно, одной из наиболее частых жалоб является боль в груди, но у данного пациента такой жалобы не было, поэтому авторы работы призывают коллег обратить внимание на данный случай и внимательнее ставить диагнозы пациентам.
Авторы напоминают, что практика зажимать рот и нос, чтобы не чихать, является опасной, и делать этого не следует. К возможным последствиям такого маневра они относят эмфизему средостения (аномальное скопление воздуха в анатомическом пространстве в средних отделах грудной полости), перфорацию барабанной перепонки и даже разрыв аневризмы головного мозга.
Врачи часто описывают необычные случаи в своей практике. Так, мы писали о мужчине, который заработал фиброз легких, пока играл на волынке и о военных, которые возвращаются с войны с различными респираторными симптомами. О том, как выглядит аэродинамика чиханья можно узнать в нашей заметке, а о том, что делать во время эпидемий гриппа читайте в нашем материале.
Анна Зинина
Риск был ниже, чем при приеме глиптинов
Эди Корнелиус (Edy Kornelius) с коллегами по Медицинскому университету Чун Шань в Тайчжуне провел ретроспективное когортное исследование и выяснил, что прием агонистов глюкагоноподобного пептида-1 (ГПП-1) при сахарном диабете второго типа связан с меньшей частотой развития эпилепсии, чем использование ингибиторов дипептидилпептидазы-4 (глиптинов). В работу включили почти 453 тысячи взрослых пациентов (средний возраст 60,5 года, 52,9 процента — мужчины) из международной базы данных сети TriNetX с 2015 по 2023 год. Ровно половина из них в этот период начали принимать агонисты ГПП-1, в качестве активного контроля им методом псевдорандомизации (подбора по степени предрасположенности) подобрали такое же число пациентов, начавших принимать глиптины. Статистическую обработку данных проводили с помощью коксовских моделей пропорциональных рисков. Результаты опубликованы в журнале Neurology.