В распространении чумы в прединдустриальной Европе обвинили платяных вшей

Основными переносчиками чумной палочки во время пандемии чумы в Европе в XIV-XIX веках были человеческие вши и блохи, а не паразиты грызунов. В этом исследователей убедили модели распространения инфекции во время девяти известных вспышек чумы, которые случились с 1348 по 1813 год в разных областях Европы. Выводы ученых, опубликованные в Proceedings of the National Academy of Sciences, объясняют отличительный характер эпидемий прединдустриальной Европы от более поздних вспышек.

Чума — инфекционное заболевание, которое вызывается бактерией Yersinia pestis и обычно встречается в двух формах. Легочная чума может развиться как осложнение бубонной и передается воздушно-капельным путем, а бубонная чума передается с укусами инфицированных бактериями эктопаразитов, таких как блохи. Из места укуса бактерии распространяются в лимфоузлы, вызывая характерное их распухание. Несмотря на то, что больные легочной формой чумы на первый взгляд кажутся более заразными, очаги этой разновидности болезни обычно маленькие из-за того, что больные слишком быстро умирают. Причиной масштабной пандемии в Европе, которая началась с «Черной Смерти» в 1348-1353 годах и закончилась только к концу XVIII века, стала преимущественно бубонная чума.

Принято считать, что основными разносчиками чумы являются блохи, паразитирующие на грызунах, в частности, крысах. Однако в новой работе исследователи полагают, что виной быстрого распространения инфекции во время вспышек в Европе стали не они. К примеру, в защиту крыс говорит отсутствие данных о сопровождающих человеческие эпидемии массовых вымираниях грызунов, которые тоже болеют чумой. Весьма вероятно, что основными переносчиками возбудителя на самом деле были человеческие блохи Pulex irritans и платяные вши Pediculus humanus.

Чтобы подтвердить эту гипотезу, исследователи из университета Осло (Норвегия) построили математические модели распространения инфекции тремя способами: воздушным путем, как при легочной чуме, вместе с крысами и их паразитами, либо вместе с человеческими паразитами. Затем ученые применили эти модели к реальным данным по смертности населения и продолжительности эпидемии во время девяти известных вспышек чумы в Европе: в Живри (Франция) в 1348 году, во Флоренции в 1400 году, в Барселоне в 1490 году, в Лондоне в 1563-64 годах, в Име (Англия) в 1666 году, в Гданьске в 1709 году, в Стокгольме в 1710-11 годах, в Москве в 1771 году и на Мальте в 1813 году.

График смертности во время эпидемии всегда имеет выраженный пик, но в зависимости от модели распространения, имеет разную форму. К примеру, в «крысиной» модели смертность поначалу нарастает медленно, зато пик более выраженный и высокий. По сравнению с двумя остальными, модели распространения бактерий вшами соответствует «средний» уровень смертности на пике эпидемии.

Оказалось, что в семи случаях из девяти реальным данным лучше всего соответствовала модель распространения инфекции человеческими паразитами. Данные для Москвы и Мальты неожиданно выпали из анализа, так как в обоих случаях на реальных кривых смертности оказалось по два пика. Исследователи также обратили внимание, что в английской деревне Им, возможно, также была эпидемия легочной чумы, на что косвенно указывают и литературные источники.

Распространение болезней, передаваемых эктопаразитами человека, происходит в условиях антисанитарии и пренебрежения личной гигиеной, которые были характерны для прединдустриальной Европы. Тем не менее, последующие эпидемии, в частности, Третью Пандемию, которая началась в Китае и распространилась по Азии и всему остальному миру, исследователи связывают с крысами. Дикие грызуны до сих пор остаются естественным резервуаром чумы в Азии, Африке и Америке, из-за которого происходят периодические вспышки болезни и в наше время, такие как эпидемия 2017 года на Мадагаскаре.

А о том, как в средневековой Европе боролись с чумой, можно прочитать в нашем материале.

Витамин С усилил образование сосудов в раке легкого