Проект SecondHands представил первый прототип робота-подмастерье, который будет помогать слесарям и специалистам других рабочих профессий. Человек сможет с помощью голосовых команд попросить робота, например, подать нужный инструмент или подержать монтируемую конструкцию, сообщается в пресс-релизе компании Ocado, возглавляющей проект.
Многие компании автоматизируют свои производства с помощью роботов. Но обычно такие роботы могут заменить специалистов-людей в предсказуемых и повторяющихся задачах. В некоторых случаях навыки роботов пока очень далеки от человеческих, поэтому инженеры разрабатывают для таких областей роботов-помощников, которые не могут выполнять главную часть работы, но ускоряют ее, помогая в простых задачах.
Британский онлайн-супермаркет Ocado совместно с несколькими европейскими университетами представил прототип робота-помощника ARMAR-6, который сможет распознавать объекты и передавать их специалистам. Он имеет гуманоидное строение с головой и двумя руками и сопоставимый с человеком рост, но передвигается не на ногах, а на колесной платформе. В его голове установлены несколько камер и датчиков, за счет которых он может ориентироваться в пространстве и распознавать объекты.
Кисти рук робота также напоминают по конструкции человеческие: они имеют пять пальцев, а на пальцах есть несколько фаланг. Разработчики продемонстрировали их работу, показав, как робот захватывает бутылку со спреем. Для обучения человекоподобным действиям исследователи разработали систему, которая извлекает из видеозаписи с участием людей модель движения их конечностей, и тренируют робота с ее помощью для более привычных и плавных движений.
Робот разрабатывается в рамках профинансированной Евросоюзом программы по созданию к 2020 году робота-помощника для производств. Планируется, что финальная версия робота-cлесаря сможет не только реагировать на конкретные голосовые команды, но и понимать контекст выполняемых специалистом действий. Например, он сможет понимать на каком этапе работы находится человек и какую помощь ему можно оказать в данный момент, или, если попросить такого робота дать гаечный ключ, он сможет уточнить какой именно ключ нужен в данный момент.
Разработкой роботов для своих нужд и другие крупные онлайн-супермаркеты, в том числе, много наработок в этой области есть у американской компании Amazon. Например, она проводит ежегодный конкурс среди разработчиков роботов-кладовщиков. Некоторые из новых разработок компания уже применяет. К примеру, часть товаров на ее складах перевозят роботы-транспортировщики, заказы к конечным покупателям доставляют дроны, а также у компании есть пилотный магазин, в котором нет касс и оплата происходит автоматически за счет систем компьютерного зрения.
Григорий Копиев
Гексакоптер оснащен двумя взлетно-посадочными платформами для квадрокоптеров
Инженеры из Сколтеха разработали гибридный гексакоптер MorphoLander, который выступает в роли передвижного аэродрома для дронов меньшего размера. MorphoLander не только летает, но и может ходить по неровной поверхности при помощи четырех ног. В верхней части корпуса расположены две взлетно-посадочные платформы для микродонов. Дрон может пригодиться для инспекции объектов и поиска пострадавших во время стихийных бедствий, говорится в препринте на arXiv.org. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Дроны отлично подходят для выполнения задач поиска, инспекции и мониторинга, но потребляют много энергии и не могут долго находиться в полете. Одним из способов преодолеть это ограничение стала разработка дронов гибридной конструкции, которые могут не только летать, но и передвигаться по земле, например, с помощью колес или ног. Несмотря на то, что такой подход позволяет продлить время работы за счет менее энергозатратного способа передвижения по поверхности, продолжительность полета гибрида и его эффективность часто снижается из-за дополнительного веса. Инженеры под руководством Дмитрия Тетерюкова (Dzmitry Tsetserukou) из Сколтеха предложили использовать громоздкий дрон в качестве носителя для дронов поменьше. Тогда большой дрон выступает в роли передвижного «улья», который в нужный момент выпускает рой маленьких дронов, способных более эффективно выполнить задачу на большой территории за счет совместной работы. Разработанный прототип под названием MorphoLander представляет собой гексакоптер с четырьмя ногами, каждая из которых имеет три степени свободы. С их помощью дрон может передвигаться по неровной поверхности. Масса гибрида немного больше 10 килограмм. Встроенного аккумулятора хватает на 12 минут полета. Сверху на корпусе закреплены две посадочные платформы диаметром 20 сантиметров, на которые могут садиться микродроны. Чтобы микродронам (инженеры использовали Crazyflie 2.1 массой 27 грамм) было проще садиться на MorphoLander, материнский дрон с помощью алгоритма стабилизации старается удерживать горизонтальное положение платформ, подстраивая высоту ног под неровности поверхности. Посадка микродронов происходит под управлением алгоритма машинного обучения, его обучение с подкреплением проходило в симуляторе на платформе игрового движка Unity, который позволяет имитировать физику, с использованием пакета машинного обучения Unity ML Agents. Обученный алгоритм посадки затем испытали в трех сценариях с участием реальных дронов. В первом два микродрона должны были взлетать с расстояния полутора метров от MorphoLander и затем садиться на его платформы. Среднее значение отклонения от центра платформы в этом сценарии составило всего около 5,5 миллиметра. Во втором сценарии микродроны должны были садиться на материнский дрон, стоящий на неровной поверхности. В этом случае ошибка возросла и составила 25 миллиметров. Третий сценарий имитировал реальное применение: микродроны взлетали с платформ, в то время как MorphoLander отходил от места взлета на некоторое расстояние, после чего микродроны должны были сесть обратно. Среднее значение отклонения от центра 20-сантиметровой платформы составило 35 миллиметров. В будущем инженеры планируют увеличить точность и устойчивость алгоритма управления микродронами за счет контроля тяги отдельных винтов. https://www.youtube.com/watch?v=fV8_Ejy81s8&t=1s Совместная работа помогает роботам справляться с более трудными задачами. К примеру японские инженеры разработали систему из работающих в паре дрона и наземного робота. Они соединены друг с другом тросом, что позволяет наземного дрону взбираться на более крутые подъемы. Для этого дрон закрепляет трос на вершине, после чего наземный робот натягивает его с помощью лебедки и поднимается наверх.