Компания Misty Robotics представила робота Misty I для разработчиков. Он оборудован вычислительным модулем, гусеничным шасси для перемещения и несколькими датчиками. Разработчики могут самостоятельно программировать его для своих нужд, а также расширять его возможности с помощью дополнительных датчиков или плат, сообщает IEEE Spectrum.
Далеко не всегда программисты, разрабатывающие программное обеспечение для роботов, имеют такие же развитые инженерные навыки для создания аппаратной платформы. Для того, чтобы программисты могли концентрироваться на программной составляющей, некоторые компании выпускают готовых роботов с открытым программным обеспечением, ориентированных именно на исследовательские проекты. Например, довольно часто в таких проектах применяется робот Baxter. Специалисты из MIT научили его понимать контекст команд, другие американские ученые создали нейроинтерфейс для управления таким роботом без предварительной подготовки, а британцы приспособили его для имитации физического контакта в виртуальной реальности.
Инженеры из Misty Robotics также создали робота для подобных целей, но, помимо внешнего вида и размеров, он имеет важное отличие от других подобных разработок: пользователи могут не только программировать его под свои нужды, но и расширять его возможности на аппаратном уровне. Для этого в нем предусмотрен USB и другие последовательные порты, через которые к роботу можно подключать новые сенсоры или микроконтроллерные платы, к примеру, Arduino. Робот имеет высоту 37 сантиметров, и установлен на гусеничную платформу для перемещения.
Робот оснащен двумя процессорами Qualcomm Snapdragon, но производитель не раскрывает, какие конкретно чипы используются. В нем также установлена камера для распознавания лиц и объектов, отдельная камера глубины для создания карты окружающего пространства и три датчика расстояния, также робот имеет три микрофона. Для вывода информации предусмотрены динамик, RGB-светодиод и дисплей, на котором могут отображаться «эмоции»
Пользователь может программировать робота в специальной среде визуального программирования, основанной на Blockly, или с помощью JavaScript. Версия Misty I создана для разработчиков и пока производится вручную инженерами компании. Она будет стоить 1499 долларов, а поставки начнутся в феврале. Также до конца года компания планирует начать серийное производство версии Misty II.
Готовое аппаратное обеспечение для программистов выпускают и другие компании. К примеру, Google в прошлом году запустила серию конструкторов для домашних проектов в области искусственного интеллекта. Первый набор позволяет реализовать систему распознавания голоса на одноплатном компьютере Raspberry Pi, а позже компания представила набор для проектов с распознаванием визуальных образов, который включает в себя чип, позволяющий использовать нейросетевые алгоритмы прямо на устройстве без необходимости в отдельном компьютере или облачных сервисах.
Григорий Копиев
Надувная рама убережет дрон от разрушений при столкновениях и жестких приземлениях
Инженеры разработали квадрокоптер SoBAR с надувной рамой из полимерных материалов, покрытых нейлоновой тканью. Благодаря мягкой деформируемой раме, поглощающей энергию удара, дрон может врезаться в препятствия на скорости до двух метров в секунду и быстро восстанавливать контроль над полетом из-за низкой скорости отскока. Также инженеры оснастили дрон надувным бистабильным захватом, который позволяет приземляться на предметы разной формы на большой скорости. Статья опубликована в журнале Soft Robotics. При полетах дронов-мультикоптеров на низкой высоте или в помещениях велика вероятность их столкновения с препятствиями. Существующие решения этой проблемы связаны либо с совершенствованием алгоритмов управления, которые позволяют дрону вовремя замечать опасности и уклоняться от них, либо с повышением прочности конструкции. Второй подход обычно сводится в установке дополнительной защиты в виде бамперов, которые поглощают энергию удара при столкновениях и препятствуют повреждению роторов. Но существуют и более экзотические варианты, в которых, например, рамы дронов имеют подвижные подпружиненные или изготовленные из эластичных материалов элементы, чтобы гасить энергию удара за счет упругой деформации. Группа инженеров под руководством Вэнь Лун Чжаня (Wenlong Zhang) из Университета штата Аризона разработала квадрокоптер SoBAR (soft-bodied aerial robot), конструкция которого совмещает в себе упругие и жесткие элементы. Дрон имеет мягкую раму, которая надувается с помощью воздуха. Она имеет стандартную для квадрокоптеров крестовидную форму и сделана из термопластичного полиуретана, покрытого сверху нейлоновой тканью. В центре надувной рамы располагается клапан для подачи воздуха, к которому подсоединен мембранный микронасос. Давление внутри рамы, контролируемое сенсором, может варьироваться. Тем самым изменяется ее жесткость и поведение дрона в полете и при соударениях с препятствиями. Сверху на центральной части крепится отсек с электроникой, в котором помимо насоса находятся аккумулятор, полетный контроллер и бортовой одноплатный компьютер. Электромоторы с трехлопастными винтами расположены на некотором расстоянии от концов лучей рамы. Таким образом надувная рама сама выступает в роли бампера при соударениях с препятствиями, предотвращая повреждение пропеллеров. В сложенном виде дрон занимает мало места, а для приведения его в полетную форму необходимо разложить тканевую раму, разместить на ней двигатели и накачать воздухом. Все эти манипуляции занимают около четырех минут. Под рамой инженеры разместили бистабильный мягкий захват. С помощью него дрон может садиться и закрепляться на объектах. Точно так же, как и рама, он может надуваться и поэтому изготовлен по той же технологии из слоев термопластичного полиуретана с оболочкой из нейлоновой ткани. Внутрь полимерной оболочки помещен бистабильный пружинный актуатор, в качестве которого используется отрезок металлической ленты от измерительной рулетки, который предварительно оборачивают выпуклой стороной вокруг стержня, чтобы придать ему пружинные свойства. Захват может состоять из нескольких таких бистабильных элементов, чтобы обхватывать предметы сложной формы. В исходном состоянии актуатор распрямлен. Дрон подлетает к выбранному для посадки объекту и на высокой скорости опускается, ударяясь о него захватом. Мягкая рама дрона смягчает удар, а актуатор от соударения за 4 миллисекунды переходит в свернутую форму, благодаря чему захват обхватывает предмет. Затем, когда необходимо взлететь, в герметичную полимерную оболочку нагнетается воздух, и захват распрямляется. Для этого требуется около трех секунд. В развернутом состоянии захват может выступать в роли посадочных салазок. В экспериментах дрон сталкивали со стеной на скорости до двух метров в секунду. При этом отскок после столкновения происходил со скоростью менее 1.5 метра в секунду, что ниже значений для дронов с жесткой рамой. Это объясняется тем, что энергия удара поглощается за счет деформации мягкой надувной рамы. Благодаря этому дрон быстро восстанавливает контроль над движением после отскока. В тестах бистабильного захвата дрон, помимо цилиндрических насестов, успешно садился и закреплялся на предметах сложной формы, таких как строительная каска, край лестницы, камень, ветку дерева. Причем дрон может успешно садиться даже на объекты, расположенные вблизи препятствия о которое он вынужден удариться, чтобы совершить посадку. Тестовый квадрокоптер с жесткой рамой в аналогичной ситуации падает. В будущем инженеры планируют улучшить алгоритмы управления для разных уровней давления воздуха в раме. Также они планируют добавить противоскользящие элементы для предотвращения смещения положения моторов при соударениях, и изменить крепление захвата, чтобы расширить возможности дрона по посадке на предметы сложной формы. https://www.youtube.com/watch?v=_T7nMQoI57U&feature=youtu.be Помимо разработки противоударных конструкций на случай возможного столкновения с препятствиями, инженеры также совершенствуют и алгоритмы управления беспилотниками в сложных средах с большим количеством объектов вокруг. Например, инженеры из Швейцарии разработали автопилот, который способен управлять дроном в лесу на высокой скорости, выбирая маршрут и маневрируя между деревьями.