Запуск тяжелой ракеты-носителя Falcon 9, осуществленный американской компанией SpaceX в ночь с 7 на 8 января 2018 года, оказался успешным лишь частично. Как сообщает Bloomberg, несмотря на то, что компании удалось успешно посадить первую ступень носителя на наземную площадку, вторая ступень ракеты дала сбой, из-за которого полезная нагрузка Falcon 9 не достигла целевой орбиты.
Состоявшийся запуск, частично транслировавшийся в прямом эфире на сайте SpaceX, был первым, произведенным американской компанией в 2018 году. Он был осуществлен по заказу одного из американских правительственных агентств. Ракета-носитель должна была вывести на орбиту засекреченный космический аппарат, обозначавшийся как Zuma.
Как отмечает Bloomberg, после запуска Стратегическое командование США, ответственное, помимо прочего, за отслеживание космических объектов, объявило, что не обнаружило на земных орбитах никаких новых спутников. При этом собеседники агентства, знакомые с подробностями запуска, заявили, что спутник не был выведен на орбиту из-за сбоя в работе второй ступени Falcon 9.
По неподтвержденным данным, вторая ступень ракеты-носителя вместе со спутником упала в океан. Другие подробности о происшествии не раскрываются. Ни SpaceX, ни какое-либо из правительственных агентств США информацию о неудачном запуске пока не подтвердили.
В 2017 году SpaceX провела 18 запусков ракет-носителей Falcon 9, включая пять ракет, первые ступени которых были использованы повторно. В американской компании утверждают, что повторное использование первых ступеней ракет-носителей позволяет снизить стоимость запусков на 30 процентов.
Василий Сычёв
Starship стал еще выше за счет промежуточного отсека для «горячей» расстыковки
5 сентября на космодроме Starbase в Техасе SpaceX произвела установку прототипа корабля Starship S25 на вершину ускорителя Super Heavy B9, сообщается в твиттере компании. Оба прототипа будут участвовать во втором испытательном полете ракеты Starship, который, как ожидается, состоится в ближайшее время. По словам Илона Маска, сейчас компания ожидает разрешения на запуск от Федерального управления гражданской авиации США. После первого запуска 120-метровой ракеты Starship, который состоялся в апреле этого года и закончился взрывом (читайте об этом в нашем материале «Она рванула»), компания провела серьезную модернизацию стартовой инфраструктуры. Чтобы избежать разброса камней и образования под стартовым столом огромного кратера от работающих двигателей первой ступени, как это произошло при первом запуске, под ним установили стальную пластину со множеством отверстий, через которые распыляется большой объем воды. Работа системы напоминает направленный вверх и в стороны гигантский душ. Ракета также претерпела модернизацию — в конструкцию ускорителя Super Heavy B9 внесено более тысячи изменений в сравнении с предшественником B7. Самым существенным изменением стал установленный на вершине ускорителя промежуточный отсек для расстыковки ступеней по «горячей» схеме, которая предполагает запуск двигателей второй ступени в момент, когда она еще не отделилась от первой. Внутри отсека находится тепловой экран, который вместе с перфорированными боковыми стенками призван защитить ускоритель, отводя раскаленные газы наружу. 5 сентября на космодроме Starbase в Техасе прототип корабля Starship S25 был установлен на вершину уже находящегося на стартовом столе ускорителя Super Heavy B9 с помощью крана, прозванного «Mechazilla». За счет промежуточного отсека, установленного между ускорителем и кораблем, ракета стала выше на пару метров, побив собственный 120-метровый рекорд. По словам Илона Маска, Starship готов к запуску, однако необходимо дождаться разрешения от Федерального управления по гражданской авиации США (FAA). Ранее SpaceX уже получила лицензию на связь со Starship от Федеральной комиссии по связи (FCC), которая будет действовать с 7 сентября 2023 года по 23 февраля 2024 года. Кроме этого были проведены огневые испытания прототипов корабля и ускорителя. Таким образом SpaceX завершила основные этапы подготовки ко второй попытке запуска Starship на орбиту.