Вера в ведьм влияет на социальные процессы внутри сообщества, диктуя жителям, с кем продолжать род и кому помогать, а кого избегать. Некоторые ученые считают, что ведьмами чаще называют ненадежных членов группы, которые не готовы к сотрудничеству, и за это подвергают их социальному изгнанию, но исследование, опубликованное в журнале Nature Human Behavior, говорит о том, что «ведьмы» склонны к альтруизму не меньше других.
Вера в колдовство и ведьм все еще встречается в разных группах и сообществах. Ведьм сторонятся, и если их не казнят, то так или иначе подвергают изгнанию. Антропологи пытаются понять, какую функцию играет охота на ведьм, и их мнения разделяются. Некоторые считают, что ведьмами в небольших сообществах называют людей, которые не склонны сотрудничать, настроены враждебно, или не заслуживают доверия. Другие полагают, что в колдовстве сородичей обвиняют для того, чтобы ослабить соперников. Рут Мейс (Ruth Mace) из Университетского колледжа Лондона вместе с коллегами из Китая решили узнать, как статус «ведьмы» влияет на взаимоотношения внутри группы и попытаться понять, какое из объяснений веры в колдовство более верное.
Для этого они провели исследование в пяти фермерских деревнях Китая, в которых до сих пор распространена вера в ведьм. В этой деревне некоторых людей обвиняют в колдовстве, а этот ярлык распространяется на все домашнее хозяйство (будь то семья или любая группа людей, которые вместе живут и ведут хозяйство) и переходит по наследству вниз по женской линии. Ведьм подозревают в наличии сверхъестественных способностей, в частности, считается, что они могут отравлять пищу. Информацию о том, кто в деревне считается ведьмой, каков достаток каждого из домов, и другие данные ученые собирали из интервью с одним или несколькими жителями деревни, и собственных наблюдений за помощью односельчан друг другу в работе.
По результатам опросов ученые оценили долю домов, в которых живут люди, которые, по общему мнению, обладают сверхъестественной силой, в 13.7 процента. Ученые отследили различные связи между домами деревни: в частности, помощь в ходе фермерских работ, дарение каких-либо благ, связи между сексуальными партнерами, и родственные связи, чтобы установить закономерности и понять, разобщены ли семьи «ведьм» и «не ведьм». Исследователи обнаружили, что «ведьмы» часто группируются в небольшие кластеры, и распределение связей не случайно во всех вышеназванных ситуациях (P ≪ 0.001 для каждой из четырех), особенно сильными оказались предпочтения «своих» для целей сожительства и рождения детей.
Также исследователи обнаружили, что не смотря на то, что закон запрещал женщинам иметь более трех детей, у женщин-«ведьм» их в среднем было меньше, чем у «не ведьм», однако на мужчин этот эффект не распространялся. Также они обнаружили, что генеалогическое родство в подгруппе «ведьм» (r=0.152) было несколько плотнее, чем среди «не ведьм» (r=0.125), и было слабым между этими двумя подгруппами (r=0.083).
Чтобы проверить, действительно ли вера в ведьм помогает обществу обозначить недобросовестных членов группы, исследователи сравнили готовность делиться ресурсами с помощью простой экономической игры, в которой участникам предлагалось пожертвовать ресурсы своим анонимным односельчанам.
В игре приняло участие 564 игрока, 80 из них были из домов, в которых жила «ведьма». Ученые сравнили результаты этих подгрупп и не нашли различий (P = 0.7282) в готовности пожертвовать деньги (из данной игрокам суммы в 10 юаней, которая примерно соответствует среднему заработку по деревне за несколько часов работы) анонимному односельчанину, которого выбирали произвольным образом.
Исследователи отмечают, что ярлык «ведьмы» определяет правила, по которым население деревни решает, кому помогать, а кому нет, и с кем продолжать род. Однако стоит отметить, что исследование не было лонгитюдным, то есть выводы ученые делали исходя из ситуации, которая сложилась на момент наблюдения (в 2012 году). Авторы склонны считать, что вера в колдовство имеет функцию ослабления конкурентов, однако эту гипотезу нельзя было подтвердить или опровергнуть в данном исследовании. Подтверждений гипотезы о ненадежных сородичах ученые также не нашли, однако стоит учесть, что результаты экономической игры могли быть загрязнены фактом, что часть игроков имели специфический опыт изгнания, и нельзя утверждать, что на момент обвинения в колдовстве эти люди были точно также склонны к альтруизму.
С рассуждениями о вере в магию на примере феномена Аллана Чумака можно ознакомиться в нашем
. Также мы
о могиле ведьмы, которую нашли в Италии, и о том, что отвергнутых людей можно
ласковым поглаживанием.