Разработчики перспективного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета CR929 защитили техническую концепцию лайнера. Об этом говорится в сообщении Объединенной авиастроительной корпорации. Теперь программа CR929 может перейти к этапу эскизного проектирования и отбора поставщиков авиационных систем.
Технической концепцией называют набор документов, описывающих задачи и цели, которые должны быть выполнены и достигнуты по мере реализации того или иного проекта. Фактически, это основополагающий этап любого проекта, на котором принимается, в частности, и концепция перспективной техники.
В свою очередь, на этапе эскизного проектирования разработчик и заказчик определяют внешний вид перспективной техники, проводят предварительные расчеты ее конфигурации и параметров, а также составляют список необходимых материалов и технологий.
Согласно сообщению Объединенной авиастроительной корпорации, эскизное проектирование нового самолета начнется в 2018 году. Этот этап, как ожидается, займет от одного до полутора лет.
Предварительное соглашение о разработке CR929 было подписано в 2014 году, а основной договор — в июне 2016 года. Первый этап разработки самолета стартовал в мае текущего года. По предварительной оценке, лайнер будет рассчитан на перевозку до 280 пассажиров на расстояние до 12 тысяч километров. Самолет планируется оснастить двумя турбовентиляторными реактивными двигателями тягой до 345 килоньютонов.
В рамках проекта CR929 российская сторона отвечает за разработку композитного крыла, его механизации, системы подвески двигателей и основных стоек шасси. Китайские конструкторы отвечают за создание нескольких секций фюзеляжа, горизонтальных и вертикальных стабилизаторов, носового обтекателя и носовой стойки шасси.
Новый лайнер будет не меньше чем на 50 процентов состоять из композиционных материалов, благодаря чему его масса будет существенно ниже, чем у сопоставимых по размерам и назначению пассажирских самолетов. Разработчики позиционируют CR929 в качестве конкурента пассажирским самолетам Boeing 777 и A330.
В конце ноября текущего года подмосковный Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского провел продувочные испытания модели широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Во время испытаний в аэродинамической трубе проверялись характеристики крыла перспективного лайнера, которое отличается от современных крыльев самолетов бо́льшим сужением концевых участков от зоны элеронов.
Характеристики узкого удлиненного крыла проверялись Центральным аэрогидродинамическим институтом на модели широкофюзеляжного лайнера, выполненной в масштабе 1 к 26. Размах крыла модели составил 2,15 метра. Продувочные испытания проводились в трансзвуковой аэродинамической трубе при скоростях воздушного потока от 850 до 950 километров в час.
При этом для крыла выставлялись углы атаки от нуля до десяти градусов. На испытании крыло показало хорошие управляемость, устойчивость и несущие свойства, а также стабильность в воздушном потоке.
Василий Сычёв
Пока на дозвуковой скорости
Экспериментальный сверхзвуковой самолет X-59 совершил свой первый полет. Технологический демонстратор поднялся в воздух утром 28 октября 2025 года с аэродрома ВВС США в Палмдейле, штат Калифорния, где расположено подразделение Skunk Works компании Lockheed Martin, и затем приземлился на авиабазе Эдвардс. По данным flightradar24, полет над пустыней Мохаве продолжался более часа и проходил на дозвуковой скорости. После перелета X-59 будет базироваться в Летно-исследовательском центре NASA имени Армстронга. Здесь его ждет программа испытаний, в рамках которой запланированы полеты над сетью расставленных на земле микрофонов. Кроме того, в тестах примут участие самолеты сопровождения для сбора данных об образующихся во время полета X-59 на сверхзвуковой скорости ударных волнах, сообщает Space.com.