Подмосковный Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского провел продувочные испытания модели широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Согласно сообщению института, во время испытаний в аэродинамической трубе проверялись аэродинамические характеристики крыла перспективного лайнера, которое отличается от современных крыльев самолетов существенно большим сужением концевых участков от зоны элеронов.
Сужение крыла позволяет добиться существенного снижения его аэродинамического сопротивления. При этом сужение крыла значительно ухудшает его аэродинамические характеристики. В частности, такое крыло создает меньшую подъемную силу. Кроме того, при больших углах атаки на такой несущей плоскости существенно возрастает риск срыва воздушного потока на концевых участках, что может привести к резким ухудшению управляемости самолетом и снижению его подъемной силы.
Для того, чтобы уменьшить лобовое сопротивление крыла за счет его сужения, разработчики обычно делают его более длинным. На одном и том же самолете длинное и узкое крыло будет иметь примерно такие же аэродинамические характеристики, что и классическое широкое и короткое. Кроме того, удлинение крыла позволяет дополнительно снизить его аэродинамическое сопротивление. В конечном итоге такие доработки позволяют заметно снизить расход топлива в полете.
Характеристики узкого удлиненного крыла проводились Центральным аэрогидродинамическим институтом на модели широкофюзеляжного лайнера, выполненной в масштабе 1 к 26. Размах крыла модели составляет 2,15 метра. Продувочные испытания проводились в трансзвуковой аэродинамической трубе при скоростях воздушного потока от 850 до 950 километров в час. При этом для крыла выставлялись углы атаки от нуля до десяти градусов. На испытании крыло показало хорошие управляемость, устойчивость и несущие свойства, а также стабильность в воздушном потоке.
Следует отметить, что у крыла модели широкофюзеляжного самолета отсутствуют винглеты. Они представляют собой «надстройки» на законцовках крыла, выполняемые в виде небольших крылышек, шайб или акульих плавников. Такие элементы позволяют увеличить эффективный размах крыла, снижают сопротивление на концах крыла, увеличивая тем самым его подъемную силу и несколько снижая потребление топлива. При этом установка винглетов возможна не на все типы самолетов, поскольку, как правило, требует значительного усиления конструкции крыла, а значит увеличения его массы.
При порывах бокового ветра винглеты способны создавать дополнительную крутящую и сгибающую нагрузки на крыло, которые могут повредить его в местах крепления к центроплану. Это одна из причин, почему винглеты не ставятся на узкое удлиненное крыло — его дополнительное усиление привело к существенному увеличению массы. Кроме того, удлиненное крыло не нуждается в винглетах, поскольку его сопротивление на его законцовках аналогично или даже меньше, чем у традиционного крыла с винглетами. Ближнемагистральный лайнер МС-21-300, получивший композитное узкое удлиненное крыло, не имеет винглетов.
В настоящее время в России по заказу Министерства промышленности и торговли ведутся исследования, которые должны создать базу для разработки нового широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Его планируется выполнить низкопланом двухдвигательной компоновки. Крыло лайнера будет выполнено из композиционных материалов и получит, как ожидается, малошумную адаптивную механизацию. Разработка широкофюзеляжного самолета ведется совместно с Китаем. Этот проект также известен как CR-929.
Предварительное соглашение о разработке российско-китайского самолета было подписано в 2014 году, а основной договор — в июне 2016 года. Первый этап разработки самолета стартовал в мае текущего года. По предварительной оценке, лайнер будет рассчитан на перевозку до 280 пассажиров на расстояние до 12 тысяч километров. Самолет планируется оснастить двумя турбовентиляторными реактивными двигателями тягой до 345 килоньютонов.
В рамках проекта CR-929 российская сторона отвечает за разработку композитного крыла, его механизации, системы подвески двигателей и основных стоек шасси. Китайские конструкторы отвечают за создание нескольких секций фюзеляжа, горизонтальных и вертикальных стабилизаторов, носового обтекателя и носовой стойки шасси. Новый лайнер будет не меньше чем на 50 процентов состоять из композиционных материалов, что позволит добиться существенного снижения его массы. Разработчики позиционируют CR-929 в качестве конкурента пассажирским самолетам Boeing 777 и A330.
Василий Сычёв
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.