Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева получил патент на изобретение палубного самолета дальнего радиолокационного обзора с пониженной радиолокационной заметностью. Как сообщает FlotProm, аппарат предполагается оснастить системой антенн кругового обзора. Согласно патенту, самолет сможет взлетать с трамплина авианосца.
В Советском Союзе велась разработка нескольких проектов палубных самолетов дальнего радиолокационного обзора, однако ни один из них не был реализован на практике. Наибольших успехов добилось Опытно-конструкторское бюро имени Яковлева, создававшее самолет Як-44 с середины 1970-х годов. В 1993 году проект закрыли. К этому времени специалисты собрали и испытали на палубе один макет самолета.
Согласно патенту, самолет радиолокационного обзора может быть выполнен по традиционной самолетной схеме с крылом нормальной стреловидности и V-образным хвостовым оперением. Крыло имеет массивные корневые наплывы, в которых планируется разместить антенны радиолокационной станции.
Размещение антенн в наплывах позволяет отказаться от традиционного размещения антенных модулей в радиопрозрачном обтекателе над фюзеляжем самолета. Отказ от верхнего размещения, в свою очередь, дает несколько преимуществ, включая беспрепятственное и безопасное катапультирование экипажа вверх, а не под самолет, а также упрощенный доступ к антеннам в условиях корабельного обслуживания.
В патенте указано, что самолет должен оснащаться двумя реактивными двигателями с размещением воздухозаборников по краям фюзеляжа над крылом. Размеры самолета не указаны. Предполагается, что он получит складываемые назад консоли крыла для компактной стоянки на палубе авианосца или его размещения в ангаре.
Добиться радиолокационной малозаметности предполагается за счет уменьшения эффективной площади рассеяния летательного аппарата за счет уменьшения высоты его фюзеляжа, а также переноса антенн в корневые наплывы крыла. Как отмечает FlotProm, малозаметности для систем радиоэлектронной разведки можно добиться с помощью использования широкополосных сигналов, которые регистрируются как «белый» шум.
Василий Сычёв
Американский стартап Epirus представил противодроновый импульсный электромагнитный излучатель Leonidas Pod. Он устанавливается на дроны.