Сэмвелл Тарли смоделировал климат «Игры престолов»

Dan Lunt /University of Bristol

Ученые с помощью компьютерного моделирования объяснили необычный климат мира «Игры престолов». В статье, опубликованной в нерецензируемом журнале Philosophical Transactions of the Royal Society of King’s Landing, авторы исследования объясняют климат вымышленного мира и предсказывают его возможные изменения в будущем.

Для мира «Игры престолов» характерна нерегулярная смена времен года, зима и лето могут в ней длиться годы и даже десятилетия. Ученые уже предпринимали попытки объяснить такой необычный характер изменений, в частности, с помощью колебаний наклона вращения оси планеты, подробно о возможных астрофизических объяснениях необычного климата вы можете прочитать в нашем материале. Несмотря на то, что качественно объяснить сложный климат планеты ученым удается, никаких количественных исследований на данный момент проведено не было.

Для того, чтобы восполнить этот пробел, и объяснить климатические различия в разных частях мира, а также его изменения с течением времени, климатологи из университета Бристоля провели исследование с помощью компьютерного моделирования. Работа за авторством Сэмвелла Тарли из Цитадели опубликована в первом номере нерецензируемого журнала Philosophical Transactions of the Royal Society of King’s Landing. Кроме англоязычной версии, статья также доступна на других языках: дотракийском и высоком валирийском. Стоит отметить, что это первый и единственный на данный момент выпуск нерецензируемого журнала, название которого отсылает к Королевской Гавани, одному из городов Вестероса, а имя автора работы совпадает с именем одного из героев «Игры престолов».

Планету, на которой располагается мир «Игры престолов», ученые посчитали шарообразной. Для объяснения смены времен года и известных данных о климате на планете, ось ее вращения в модели наклонена таким образом, что одно полушарие всегда находится ближе к Солнцу. При этом ось вращения планеты постоянно изменяет свой наклон, что и приводит к нерегулярной смене сезонов.

С помощью компьютерного моделирования ученые определили карты температуры, уровня осадков, а также силы и направления ветров. В результате удалось объяснить, почему в некоторых частях мира преобладает влажный и холодный климат, а в некоторых — наоборот, сухой и жаркий.

Так, с помощью температурных карт климатологи показали, почему в северной части планеты (за Стеной) формируются зоны, в которых Белые ходоки летом впадают в спячку, а также определили наиболее выгодные маршруты в Узком море для торговли. А с помощью карты атмосферного давления, направления и мощности ветров авторы работы объяснили преобладание холодного и влажного климата на Железных островах.

Кроме этого, климатологи провели аналогию между зонами на планете, на которой расположен вымышленный мир Игры престолов с некоторыми регионами на Земле и утверждают, что климат географического региона в районе Стены ближе всего к климату Лапландии, а Кастерли Рок по своему климату похож на город Чанша в Китае или Хьюстон.

В своем исследовании ученые не стали ограничиваться моделированием современного состояния климата на планете, но также промоделировали его возможные изменения, например, при увеличении выброса в атмосферу парниковых газов. Оказалось, что удвоение содержания углекислого газа в атмосфере планеты приведет к повышению температуры на планете примерно на 2,1 градуса Цельсия. Такое увеличение температуры может привести к заметному подъему уровня моря на планете (в долговременной перспективе — до 10 метров) и частичному затоплению портовых городов.

Авторы работы отмечают, что проведенное исследование подтвердило возможность использования современных климатических моделей для моделирования не только изменений климата на Земле, но и на других планетах — реальных или вымышленных — для которых известен точный рельеф поверхности.

Климат — далеко не единственная неоднозначная вещь мира «Игры престолов», требующая сложных объяснений. Некоторые события не удается разумно объяснить не только с помощью физики, но даже и при помощи магии. Тем не менее, в наших материалах мы попытались объяснить в рамках существующих физических моделей полет драконов, а также другие необычные события, происходившие в сериале.