Германские и перуанские антропологи и генетики опровергли один из эпизодов в устных преданиях инков, согласно которым после завоевания района Чачапояс на севере Перу инки переселили его жителей в другие части империи. Как показали результаты исследования, опубликованного в Scientific Reports, население региона осталось генетически однородным, и по-видимому, жители Чачапояса не смешивались с другими народами, населявшими империю.
Культура чачапойя существовала на севере современного Перу в тропических лесах Амазонии и в предгорьях Анд. Так как чачапойцы не вели летописей, об их культуре известно по археологическим раскопкам и из устных рассказов инков, которые потом были записаны испанцами. Сохранилось укрепленное поселение чачапойцев, построенное в горах. В нем было несколько сотен каменных зданий, обнесенных крепостными стенами высотой около 18 метров. В 1470-е годы инки завоевали чачапойское государство. После этого местные жители неоднократно поднимали восстания, так что в конце концов инки практически всех их выселили в другие районы империи. А на их место, по-видимому, заставили мигрировать другие мятежные народы.
В пользу этого предположения может свидетельствовать то, что жители нескольких областей на севере Перу, в том числе в городах Чачапояс (столице одноименного района) и Лама, который находится в предгорьях Анд, говорят на языке кечуа. Этот язык был языком общения в империи инков; завоеватели заставляли жителей покоренных областей изучать кечуа. Но на севере Перу он сейчас не слишком распространен. Есть лишь несколько областей-«карманов», жители которых говорят на одном из диалектов кечуа.
Исследователи под руководством Кьяры Барбиери (Chiara Barbieri) из Института изучения истории человечества Общества Макса Планка в Йене решили найти генетические доказательства переселения чачапойцев и заодно проверить достоверность устной истории инков. Они определили последовательность митохондриальной ДНК, которая передается по материнской линии, и последовательность ДНК Y-хромосомы (наследуется от отца к сыну) у 119 жителей Чачапояса и Ламы, которые говорили на кечуа. 88 из них были мужчины. Затем авторы статьи сравнили полученные результаты с геномами жителей соседних областей, а также центрального и южного Перу (центра империи инков).
Оказалось, что говорящие на кечуа жители Чачапояса и Ламы генетически отличаются как от потомков народов, населявших центральную часть империи инков, так и от жителей соседних районов. То есть, по мнению исследователей, их результаты опровергают рассказ инков о переселении непокорных чачапойцев. По результатам генетического исследования, похоже, что чачапойцы продолжали жить на своей земле в течение поколений. Более того, люди, говорившие на чачапояском диалекте кечуа генетически отличались от других носителей этого языка. По-видимому, кечуа распространился вместе с культурой инков, а не в результате переселения жителей империи.
Ранее генетики нашли родство между некоторыми племенами Южной Америки и Австралазии (включает в себя Австралию и ближние к ней острова). Возможно часть индейцев Амазонии произошли от неизвестных народов, населявших Австралию и Полинезию.
Екатерина Русакова
Его останки нашли в Синьцзяне
Группа ученых из Великобритании, Китая и США исследовала останки взрослого мужчины, которого похоронили на территории Синьцзяна около 375 года до нашей эры. Среди прочего, они обнаружили переломы нескольких костей, один из которых привел к развитию псевдоартроза. Похоже, что на сломанную ногу этому человеку наложили шину, но из-за недостаточной фиксации перелом привел к тяжелому осложнению. По данным исследователей, это древнейший пример использования шины при лечении подобных травм, обнаруженный в Китае. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.