Данные, собранные межпланетной станцией «Юнона» в прошлом году, показали, что «корни» Большого Красного Пятна уходят глубоко в атмосферу Юпитера. Кроме того, на сайте NASA сообщается, что астрономы заметили две новые радиационные зоны над экватором планеты.
Большое Красное Пятно существует в атмосфере Юпитера вот уже 350 лет. Считается, что впервые его обнаружил астроном Джованни Кассини в 1665 году. Гигантский вихрь настолько велик, что мог бы полностью поглотить нашу планету, а скорость ветра внутри него превышает 500 километров в час. Считается, что Большое Красное Пятно приобрело характерный цвет благодаря полирадикалам серы, которые образуются из-за облучения гидросульфидов аммония, входящих в состав облаков. Согласно другим версиям, окраска пятна обусловлена наличием сложных органических молекул или красным фосфором.
11 июля «Юнона» совершила самое тесное в истории человечества сближение с Большим Красным Пятном. Расстояние между аппаратом и плотными слоями атмосферы газового гиганта составило 9 тысяч километров — всего в 20 раз больше, чем расстояние от Земли до МКС. За это время инструменты станции успели собрать множество данных о гигантском вихре и теперь исследователи представили результаты их обработки на ежегодной встрече Американского Геофизического Союза в Новом Орлеане.
Выяснилось, что «корни» Большого Красного Пятна уходят вглубь атмосферы планеты примерно на 300 километров. Что более интересно, основание вихря оказалось заметно теплее его вершины. Обычно движение воздушных масс связано с перепадами температуры, поэтому теплое основание пятна объясняет свирепые ветры, которые мы наблюдаем в верхней части атмосферы.
Детекторы «Юноны» также обнаружили новую радиационную зону около экватора, которая располагается чуть выше атмосферы газового гиганта. В ней ионы водорода, кислорода и серы движутся с околосветовыми скоростями. Ученые предполагают, что источниками этих частиц являются молекулы с юпитерианских спутников Ио и Европы, которые ионизировались при взаимодействии с атмосферой планеты.
«Юнона» также нашла признаки высокоэнергетических ионов по краям так называемого радиационного пояса Юпитера — области, в которой доминируют электроны, движущиеся с релятивистскими скоростями. Откуда появились эти ионы — исследователям неизвестно.
Автоматическая межпланетная станция «Юнона» была отправлена к Юпитеру в августе 2011 года. В июле 2016 года она вышла на орбиту вокруг газового гиганта и начала обширную научную программу по изучению атмосферы, магнитного и гравитационного поля, строения и эволюции Юпитера. Подробнее о целях миссии можно прочитать в нашем материале «Юнона, дай мне силу!», а также на специальной странице.
Кристина Уласович
Это связано с ускорением вращения Марса вокруг своей оси
Планетологи оценили скорость уменьшения продолжительности марсианских суток, которая составила долю миллисекунды в год и вызвана ускорением вращения планеты, а также уточнили размеры ядра Марса. Это удалось сделать благодаря радиоэксперименту RISE, проводившемуся при помощи марсианской автоматической станции InSight. Статья опубликована в журнале Nature. InSight стала первой внеземной геофизической исследовательской станцией, которая проработала на Марсе чуть больше четырех лет, исследуя его сейсмическую активность и внутреннее строение. Одним из основных научных инструментов аппарата стал эксперимент RISE (Rotation and Interior Structure Experiment), в рамках которого отслеживался доплеровский сдвиг в частоте радиосигналов, передаваемых с наземных станций на InSight и обратно. Благодаря ему можно оценить скорости прецессии и нутации оси вращения планеты, которые связаны с параметрами марсианских ядра и мантии. Группа планетологов во главе с Себастьяном Ле Мейстром (Sébastien Le Maistre) из Королевской обсерватории Бельгии опубликовала результаты анализа данных, собранных RISE за 30 месяцев наблюдений для определения свойств ядра и мантии Марса. Ученые также использовали архивные данные спускаемого аппарата «Викинг-1». Исследователи уточнили радиус ядра Марса, который теперь составляет 1835±55 километров, в предположении, что ядро является конвективным и жидким сплавом железа и серы, а мантия твердая. Это хорошо согласуется с предыдущими оценками и требует большого содержания легких элементов. Ученые предполагают, что у Марса все же нет внутреннего твердого ядра. Наиболее совместимый с данными RISE модельный состав ядра включает в себя 2,5 массовых процентов кислорода, 15 массовых процентов серы, 1,5 массовых процентов углерода и один массовый процент водорода. Ученые также оценили ускорение вращения планеты вокруг собственной оси, которое составляет четыре угловых миллисекунды в год за год, что соответствует уменьшению продолжительности марсианских суток на 7,6×10-4 миллисекунды в год. Это значение на три порядка больше, чем эффект от взаимодействия Марса со спутником Фобосом и Солнцем, и может быть связано с долгосрочной внутренней эволюцией Марса или с накоплением льда на полярных шапках и изменением параметров атмосферы. Ранее мы рассказывали о том, как InSight составил детальную схему подповерхностных слоев Марса.