Опытно-конструкторские работы по созданию улучшенной версии глубоководного водолазного комплекса ГВК-450, используемого в настоящее время на океанском спасательном судне «Игорь Белоусов» проекта 21300С, начнутся в 2018 году. Об этом в интервью порталу FlotProm заявил заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Виктор Бурсук. Модернизированный комплекс будет устанавливаться на серийные спасательные суда проекта 21300С, первое из которых может быть поставлено флоту после 2023 года.
При аварии подводные лодки иногда не могут самостоятельно подняться на поверхность, застревая на большой глубине. Выбраться из аварийной подлодки экипаж может не всегда, и для его спасения необходимы усилия глубоководных водолазов, подготовленных для проведения работ на глубине нескольких сотен метров. Такие работы требуют тщательной подготовки и последующей длительной декомпрессии, необходимой для того, чтобы растворившиеся под большим давлением в крови и тканях тела азот и гелий могли выйти, не повредив здоровью.
Проблема при проведении глубоководных работ заключается в том, что несколько часов, проведенных водолазом на глубине, например, 400 метров потребуют двух недель постепенной декомпрессии с имитацией всплытия с остановками через каждые один-два метра. Учитывая, что человек не может работать днями и неделями глубоко под водой, а также необходимость декомпрессии после каждого всплытия, глубоководная спасательная операция может растянуться на очень долгое время.
Глубоководный водолазный комплекс ГВК-450 позволяет решить эту проблему. Этот комплекс занимает всю центральную часть спасательного судна «Игорь Белоусов». Его основу составляют четыре соединенные друг с другом жилые барокамеры, в которых на протяжении длительного времени можно поддерживать давление в 45 атмосфер, соответствующее глубине погружения 450 метров. В этих барокамерах под давлением на протяжении всей спасательной операции живут 12 водолазов.
ГВК-450 позволяет водолазам сменами по три человека работать на глубинах до 450 метров по шесть часов в сутки на протяжении трех недель, причем благодаря способности человеческого тела без вреда очень долгое время находится под давлением, проводить декомпрессию потребуется лишь один раз по окончании спасательных работ. В барокамерах комплекса также можно разместить до 60 спасенных членов экипажа подводной лодки, нуждающихся в декомпрессии.
Глубоководный водолазный комплекс оснащен и поисково-спасательным аппаратом «Бестер». Он представляет собой гибрид малой подводной лодки и глубоководного аппарата, оснащенный навигационным, гидроакустическим и телевизионным оборудованием, а также системой автоматики. «Бестер» способен принять на борт 22 человека. Аппарат имеет поворотную камеру присоса, которая позволяет ему пристыковаться к аварийной подлодке с креном до 45 градусов. На «Бестере» уже во время всплытия можно начать декомпрессию находящихся на борту подводников.
По словам Бурсука, основной целью модернизации водолазного комплекса станет его локализация. В установленном на «Игоре Белоусове» ГВК-450 высока доля систем иностранного производства. Разработчик ГВК-450 московская компания «Тетис Про» должна будет провести опытно-конструкторские работы, в том числе чтобы повысить локализацию комплекса. На серийные суда проекта 21300С будут устанавливаться комплексы с улучшенными характеристиками из полностью российских комплектующих. Всего для ВМФ России планируется заказать пять-шесть судов спасателей.
Спасательное судно «Игорь Белоусов» вошло в состав российского флота в конце 2015 года. При длине 107 метров и ширине 16 метров водоизмещение судна составляет пять тысяч тонн. Оно предназначено для спасения экипажей подводных лодок, подачи на затонувшие корабли воздуха и электроэнергии.
Василий Сычёв
Первый вновь изготовленный бомбардировщик Ту-160М поднялся в небо. Как сообщает «Ростех», его первый полет проходил на высоте 600 метров и длился около 30 минут. За это время экипаж успел проверить устойчивость и управляемость самолета в воздухе.